Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - навья-ньяя

Навья-ньяя

навья-ньяя
НАВЬЯ-НЬЯЯ

НАВЬЯ-НЬЯЯ

(санскр.— новая ньяя, т. е. новый метод, новая логика, — в противоположность старой классич. ньяе), поздний вариант инд. филос. школы ньяя, отличающийся преимуществ. интересом к проблемам логики, а также эпистемологии, грамматики и физики. Основоположник Н.н.— Гангеша, или Ганге-шопадхьяя (13в.), автор трактата «Таттва-чинтамани», в котором впервые появляется само назв.

Н.-н. Другие представители 15—16 вв.: Пакшадхара, Рагхунатха Широмани, автор комм. к труду Гангеши; один из наиболее плодовитых авторов Н.-н. Матхуранатха Таркавагиша (17в.). Н.-н. развивалась преим. в Митхиле и Бенгалии.

Н.-н. разработала формальную логику исключительно абстрактного типа. Приверженцы Н.-н., не ограничиваясь лингвистич.

анализом, вторгаются в область отношений между самими вещами. В духе этой установки они оперируют не вещами, а «знаниями», т. е. «очертаниями или цельными образами индивидуальной картины». Не останавливаясь на формальной правильности процесса доказательства, Н.-я. квалифицирует результат как ложный, если на одной из предыдущих стадий доказательства появляется ложное «знание».

Н.-н. независимо пришла к результатам, которые были достигнуты в аристотелевской логике, а в некоторых случаях опередила её и даже математич. логику (напр., в концепции числа как класса классов). В ряде вопросов авторы трактатов по Н.-н. находились на подступах к проблеме универсалий и к проблеме соотношения логики с естеств.

языком. Вместе с тем логики этой школы не знали приёмов использования логич. символов и часто вынуждены были оперировать слишком громоздкой системой категорий и сложнейшими логич. конструкциями. Интерес к логике Н.-н. связан с рядом совр. проблем математич. логики и эпистемологии.

Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Инголлс Д. Г. X., Введение в инд. логику Н.-н., пер. с англ., М., 1975; Sen S., A study on Mathurflnatha's Tattvacinta-mani-rahasya, Wageningen, 1924; Goekoop G., The logic of invariable concomitance in the Tattva-cintamani, Dordrecht, 1967; Manikana. A navya-nyaya manual, ed. by S. K. Sarma, Adyar, 1960; M o t i l a l D. K., The NavyaNyaya doctrine of negation. The semantics and ontology of negative statements in Navya-Nyaya philosophy, Camb. (Mass.), 1968.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины