Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - “негативная диалектика”

“негативная диалектика”

“негативная диалектика”
“НЕГАТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА”

“НЕГАТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА” (Negative Dialektik, 1966, 2-е изд. 1977) — один из главных трудов Г. Адорно. Как и большинство его произведений, книга составлена из фрагментов. В ее основу легли три лекции, прочитанные Адорно в Коллеж де Франс в 1961; в переработанном виде тексты лекций составляют содержание первых двух частей. 3-я часть собрана из набросков, относящихся к 30-м гг. и даже к студенческому периоду В 1-й части дается критика отстегни, господствующей в философии послевоенной Германии. Эта критика является имманентной: ее субъект расположен не вне разбираемого предмета, но сам критикующий исходит из той “онтологической потребности”, что ведет к попыткам построения онтологии. Результаты этой критики закрепляются во 2-й части, где выдвигается и разрабатывается идея “негативной диалектики”. Если у Гегеля диалектика необходимым образом предполагает движение от тезиса через антитезис к синтезу, то в концепции Адорно негация (отрицание) вовсе не обязательно подлежит “снятию”, известному как “отрицание отрицания”. Если гегелевская диалектика носит абсолютно утвердительный (“аффирмативный”) — и потому апологетический по отношению к существующему мироустройству — характер, то негативная диалектика, нацеленная на разрушение косного порядка “позитивной истины”, порывает с апологией существующего. В 3-й части разбираются конкретные примеры (“модели”), показывающие применимость негативной диалектики к реальности. Разворачиваемые при этом модели имеют не иллюстративный, а содержательный смысл: они демонстрируют, как понятия этой диалектики “работают” в определенных философских дисщшлинах. В сфере моральной философии негативная диалектика выводит на первый план понятие свободы. В области философии истории на передний план выступают понятия “мировой дух” и “естественная история” (здесь оселком опять служит Гегель). В сфере метафизики внимание сосредоточивается на ключевых проблемах познания, в том виде как они были поставлены Кантом.

Развиваемая в книге концепция диалектики есть вместе с тем выражение особого способа мышления, которое Адорно называет “мышлением нетождественного” (или “неидентичного”). Это мышление порывает с идеалистической философской традицией как “философией тождества” (“философией идентичности”). Принцип “тождества” — это принцип всеобщности, универсального единства, квинтэссенцией которого стало гегелевское “понятие”. Пафос “Негативной диалектики” — в преодолении гнета тождества, в прорыве к “нетождественному”. Нетождественное есть то, что ускользает от принципа универсального единства, не подчиняется господству всеохватывающего “понятия”. Заключенная в “негативной диалектике” критика “позитивности” — это критика овеществления человека. В этом пункте размежевание Адорно с классическим немецким идеализмом существенно отличается от критики этой философской традиции экзистенциализмом. Экзистенциализм для Адорно есть резиньяция перед лицом господствующего в мире отчуждения, тогда как “философия нетождественного” таит в себе освободительный потенциал. Сколь бы скромен этот потенциал ни был, он оставляет человеку пространство для утопии, а значит, для надежды.

“Негативная диалектика”, наряду с написанной совместно с М. Хоркхаймером “Диалектикой просвещения”, стала программным сочинением Франкфуртской школы и примыкающей к ней “критики идеологии”. В кон. 60-х — нач. 70-х гг. отдельные положения “Негативной диалектики” вдохновляли “новую левую оппозицию” — революционное студенчество Западной Европы и Северной Америки.

В. С. Малахов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ('Negative Dialektik', 1966) книга Адорно, посвященная характеристике методологического подхода 'материальных исследований'. В рамках этого изложения Адорно, в отличие от предшествующих публикаций, впервые детально и полно изложил суть своей философской концепции. Книга, посвященная реконструкции идеи Н.Д., состоит из введения и трех частей, написанных афористическим, экспрессионистским языком. Внутренний ритм немецкого текста сознательно поставлен в соответствие нетрадиционной, прихотливой ритмике атональной музыки, одним из теоретиков и практиков которой был Адорно. Вместе с тем, в стилистике книги налицо следы творческого усвоения гегелевского дискурса, что в целом делает 'Н.Д.' одним из сложнейших философских произведений 20 в. и в плане явного содержания, и в плане скрытого контекста, и в отношении возможности перевода на другие языки. Однако главная трудность для читателя состоит в том, что дихотомия явного содержания и неявного контекста обусловливает наличие в книге двух неравнозначных уровней репрезентации смысла. На первом уровне развертываются рассуждения, касающиеся сути и концептуальных схем различных видов...
История философии

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины