Философская энциклопедия - никифор
Никифор
НИКИФОР (2-я пол. 11 в., Ликия, Малая Азия1121, Киев) — митрополит Киевский, автор посланий и поучений. Родом из Византии. Учился в Константинополе, как мыслитель сформировался в интеллектуальной среде, в которой господствовали идеи Михаила Пселла. Под 1104 летопись сообщает о поставлении Никифора митрополитом Руси. До нас дошло пять произведений, принадлежащих перу Никифора: два адресованы Владимиру Мономаху (“Послание о посте и о воздержании чувств”, “Послание от Никифора, Митрополита Киевского, к Владимиру, князю всея Руси... о разделении церквей на восточную и западную”), одно — волынскому и муромскому князю Ярославу Святославичу (“Написание на латыну к Ярославу о ересях”), одно — не названному по имени князю и одно поучение, приуроченное к неделе сыропустной. В “Послании о посте и о воздержании чувств” тема поста служит поводом для отвлеченных философско-богословских размышлений о проблемах онтологии, гносеолопт, психологии, этики и политики. В канву догматических рассуждений искусно вплетены экскурсы в античную мудрость. Касаясь соотношения души и плоти, телесного и бесплотного, Никифор исходит из принципа тесного взаимодействия души и тела, причем взаимодействия обоюдного. Душа взаимодействует с миром через слуг, коими являются пять чувственных телесных органов (очи, слух, обоняние, осязание и “вкушение”). На основании данных чувств “князь”-разум способен познать мир, а правильное использование разума ведет к разумению Бога. Источником знаний, в т. ч. и о божественном, оказываются чувства и разум. В послании создан идеальный образ государства, уподобленного некоей антропоморфной модели, где тело страны подчинено властной душе. Руководство осуществляет ум, символизирующий княжескую власть. Он действует через своих слуг, которые уподобляются органам чувств — глазам, ушам или рукам власти. В целом моделируется образ социального организма, действующего по законам живого, по общему с живыми разумными существами принципу гармонии духовного и плотского начал. Изд.: Калайдович К. Ф. Русские достопамятности. М., 1815, ч. 1; Он же. Памятники российской словесности 12 в. М., 1821; Макарий. История Русской Церкви, т. 2. СПб., 1868; Златоструй. Древняя Русь 10-13 вв. М., 1990.
Лит.: Безобразоеа М. В. Послание митрополита Никифора.— “Известия Отделения русского языка и словесности АН”. СПб., 1898, т. 3, кн. 4; Голубинский Е. Е. История Русской Церкви, т. 1, 1-я пол. М., 1902; Громов М. Н. Об одном памятнике древнерусской письменности 12 в.— “Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия”, 1975, №3.
В. В. Мильков
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2308 | |
2 | 2260 | |
3 | 1393 | |
4 | 1350 | |
5 | 757 | |
6 | 732 | |
7 | 686 | |
8 | 664 | |
9 | 640 | |
10 | 615 | |
11 | 614 | |
12 | 561 | |
13 | 555 | |
14 | 543 | |
15 | 538 | |
16 | 531 | |
17 | 523 | |
18 | 521 | |
19 | 515 | |
20 | 515 |