Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - сан сара

Сан сара

сан сара
САН САРА

САН САРА (санскр. samsara — прохождение, протекание) — основной термин индийской философии, обозначающий трансмиграцию, перевоплощения. Сансара укоренена в незнании субвектом своей истинной природы, “актуализируется” неизбежно вытекающими из этого незнания страстями и сопровождается разнообразными страданиями. Сансара — единая иерархическая лестница перевоплощений, по которой бесчисленные индивиды восходят или нисходят в зависимости от баланса заслуги или порока (см. Пана-пунья), сложившегося в предыдущих воплощениях (прежде всего в последнем). Сансара безначальна, а потому безначален и сам мир как сцена этой игры, в которой актеры-индивиды в силу закона кармы должны переодеваться в разные телесные костюмы (богов, демонов, людей, животных, растений и даже, в соответствии с панпсихизмом, неодушевленные объекты), но для некоторых индивидов, устранивших незнание (авидья), она может иметь конец. В этих представлениях о сансаре все направления индийской мысли (кроме материализма чарваков-локаятиков, отрицавших ее в принципе, и фаталистов адживиков, отрицавших результативность действий индивида) едины. Расхождения касаются трактовки субъекта сансары и самой “серьезности” вышеописанной космической сансарной игры. Буддисты мыслят субъект сансары единством “бессубъектных” скандх; джайны, найяики, вайшешики и мимансаки — реально активным духовным началом; санкхьяики и йогины — агрегатом составляющих тонкого тела (сукшма-шарира), “вкушающих” опыт за ложно относящего его к себе “чистого субъекта” — Пурушу; ведантисты — дживой, как душой, не знающей своего реального единства с Брахманом. Элементы иллюзионизма в трактовке сансары содержатся и в санкхье, в еще большей степени у ведантистов, где сансара — важнейший продукт Незнания. Нагарджуна же в “Мула-мадхьямика-карике” настаивает на том, что сансара и нирвана различны лишь с точки зрения эмпирической истины, тогда как в перспективе истины конечной нет ничего, что их разделяло бы, и их “концы” совпадают (XXV. 19—20).

В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.

Под редакцией В. С. Стёпина.

2001.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины