Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - вишнуизм

Вишнуизм

вишнуизм
ВИШНУИЗМ

ВИШНУИЗМ

наиболее распространенная наряду с шиваизмом и брахманизмом инд. религия послеведич. периода (см. Веды). Осн. объектом почитания является бог Вишну и его воплощения – боги Рама и Кришна. Будучи второстепенным богом в ведической религии, в период ее упадка (6–5 вв. до н.э.) Вишну становится гл. богом кшатриев (воинов) наряду с Шивой-Рудрой – гл. богом брахманов (жрецов).

В сер. 1-го тысячелетия до н.э. обострилась классовая борьба между кшатриями и брахманами. Отражением этой борьбы в среде кшатриев явилось создание В., джайнизма и буддизма. Общим для этих филос.-религ. систем явилось отрицание кровавых жертвоприношений, проповедь ахимсы (ненасилия) и т.д. Отличит. чертами В. являются теизм и учение о бескорыстной любви (бхакти), к-рое сочеталось в В. с учением о необходимости выполнения долга (карма-йога). Учение о долге, определяемом обществ. положением (кастой), было развито в осн. лит. памятнике В. – Бхагавадгите. Развитие идей В. происходило в течение 3–1 вв. до н.э. и ярко отражено в эпосе – "Махабхарате" и "Рамаяне".

Различные компоненты, входившие в В., мифологически выразились в "именах" Вишну. Наиболее древнее имя Вишну – Нараяна – отражает космогонич. теорию о первичных космич. водах, давших начало миру. Вскоре он был отождествлен с вождем Кришной ("Черный"), выразившим идеалы кшатриев.

В сер. 1-го тыс. до н.э. начинается поглощение В. буддизмом. Будда провозглашается воплощением Вишну, а буддийская династия Гуптов принимает В. как государств. религию. В. идейно связывается с материалистической в своей основе филос. школой санкхья, к-рая развивала целостное учение о мире как о периодич. разворачивании и сворачивании природы (пракрити). Дуализм этой системы проявляется в учении о бездеятельности духа (пуруши) и деятельности материальной природы. Эта концепция выражена мифологически в позднем тексте "Махабхараты" – в "Нараяния" и в "Бхагавата-Пуране". Полное филос. обоснование В. дал Рамануджа, к-рый развил дуалистич. концепцию санкхьи в духе наивно-диалектич. монизма веданты. Лит.: Махабхарата, пер. с санскр., кн. 1, М.–Л., 1950; Махабхарата, пер. с санскр., [т.] 1–4, Ашхабад, 1955–58; Bhandarkar R. G., Vaishavism, Šaivism and minor religious systems, Stras., 1913 (Grundriss der indo-arischen Philologie und Altertumskunde, Bd 3, H. 6); Masson-Oursel P., de Wi11mann-Grabоwska H., Stern Ph., L'Inde antique et la civilization indienne, P., 1933: Macnicol N., Tne living religions of the Indian people, L., 1934.

Б. Смирнов. Ашхабад.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины