Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - никейские соборы

Никейские соборы

никейские соборы
церковные соборы, происходившие в Никее (совр. Изник, Турция).

I Никейский собор

(I Вселенский собор, 325), созванный по инициативе императора Константина Великого, осудил арианство, отрицавшее полноту божественности Христа. В нем принимало участие ок. 270 епископов. На нем было утверждено учение о том, что Сын "единосущен" (греч. homoousios) Отцу. В принятии этой формулы решающую роль сыграли св. Афанасий Александрийский и Осия, епископ Кордовский, под председательством которого проходил собор. Собор принял Никейский символ веры и постановил, что празднование Пасхи должно повсеместно осуществляться в соответствии с времяисчислением, принятым в Александрийской церкви.

II Никейский собор

(VII Вселенский собор, 787) рассматривал вопросы, связанные преимущественно с ересью иконоборчества. Собор высказался за восстановление практики иконописания и иконопочитания, постановив, что иконы надлежит "чествовать почитательным поклонением (timetike proskynesis)", но не "служением" (latreia), "которое приличествует одному только Божескому естеству", и что "поклоняющийся иконе поклоняется реальности того, кто на нем изображен".

См. также

Арианство;

Никейский Символ Веры.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  церковные соборы, бывшие в г. Никее, в Вифинии. Из них наиболее замечательны: 1) Н. первый вселенский собор (325), по поводу ереси Ария. Александрийский епископ Александр, в одной из бесед своих с клиром, сказал, что "Св. Троица есть в троице единица", т. е. выразил идею единосущия всех лиц Св. Троицы. Присутствовавший при этом пресвитер Арий возразил, что если отец родил Сына, то Рожденный, как таковой, имеет начало бытия: следовательно, было время, когда Сына не было и Он имеет свое существо из небытия. Так рассказывает о начале ереси Ария церковный историк Сократ. По Созомену, Ария неоднократно высказывал мнение, что "Сын произошел из не-сущего", что "Он по самопроизволению способен ко злу, как и к добродетели", что Он — создание и тварь. Слышавшие эти суждения стали требовать, чтобы епископ запретил Арию умствовать подобным образом. Александр устроил состязание по этому предмету, после которого присоединился к мнению, что "Сын совечен и единосущен Отцу", и затем запретил Арию распространять учение его. Арий, имея уже на стороне своей нескольких пресвитеров и даже епископов, не обратил внимания на запрещение и продолжал...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины