Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - вэй юань

Вэй юань

вэй юань

ВЭЙ ЮАНЬВэй Ханьши, Вэй Мошэнь (1794-1856(7)), китайский философ-неоконфуцианец, ученый-энциклопедист, литератор и политический деятель, представитель "школы новых текстов" ("школы текстов новых письмен"), воссозданной в 18 в. Родился 23 апреля 1794 в Шаояне провинции Хунань в семье чиновника, находился на государственной службе, в 1844 получил высшую ученую степень цзиньши, дружил с Гун Цзычжэнем (1792-1841) и Линь Цзэсюем (1775-1850).

Взгляды Вэй Юаня отражены в сборнике эссе Гувэйтан цзи (Собрание [[сочинений]] из Зала древних сокровенностей, 1878), состоящем из 10 цзюаней ("свитков") и включающем его главное философское сочинение Мо гу (Записки Молчальника [[Мо]]). В 1909 сборник переиздан под заглавием Вэй Мошэнь вэнь цзи (Собрание прозы Вэй Мошэня). Писал комментарии к древнекитайской классике, из которых наиболее значительный Лао-цзы бэнь и (Коренной смысл [[сочинения]] Лао-цзы), содержащий оригинальную разбивку текста Дао дэ цзина на 68, а не на 81 параграф и включенный в состав канонической серии Чжу цзы цзи чэн (Корпус философской классики). Вэй Юань создал также историко-политические и страноведческие труды: Шэн у цзи (Записки о священной войне, 1842), Юань ши синь бянь (Новая редакция истории [[династии]] Юань, издание 1905), Хай го ту чжи (Описания заморских государств [[с приложением]] карт, 1849). В последнем сочинении, основанном на работе Линь Цзэсюя Сы чжоу чжи (Сведения о четырех материках) и, по утверждению некоторых историков, известном в Японии в эпоху "революции Мэйдзи", были использованы также сведения из западных источников, что было новаторством для Китая того времени.

Продолжением концепции Вэй Юаня в политике стал лозунг: "Руками варваров управлять варварами". После поражения Китая в "опиумной войне" Вэй Юань одним из первых выдвинул программу модернизации страны путем заимствования западных научно-технических достижений, получившую впоследствии название "политика усвоения заморских дел".

Утверждая, что в мире нет неизменных законов (фа1), Вэй Юань пытался проводить практические преобразования в области транспортировки хлебного налога, контроля над добычей и сбытом соли, ирригации и т.п., выступал за отмену экзаменацоинной системы (кэ цзюй). Он считал практический, прежде всего личный, опыт критерием "истины и лжи" (ши фэй), отождествляемых с "пользой и вредом" (ли хай), и заявлял, что без действия (син3) не может быть знания (чжи2).

По Вэй Юаню, образующие мир "превращения пневмы" (ци хуа) представляют собой ни на миг не замирающий процесс изменений, источник которого универсальная "двойственность" (дуй) явлений. Все членится на пары противоположностей, в которых один элемент "главенствующий" (чжу), а другой "содействующий" (фу).

Противоположности содержатся друг в друге, превращаются друг в друга. Человек способен к творческому самосозиданию ("сотворению превращений цзао хуа) посредством сознательного и методического приобщения к творческому самосозиданию природы, с которой он связан единством "духовной энергии" (лин шуан). Человеческие проблемы разрешаются в процессе взаимодействия различных мнений.

Философские и социально-политические взгляды Вэй Юаня оказали глубокое влияние на последующее реформаторское движение

(см. Кан Ювэй; Лян Цичао). Умер Вэй Юань в Ханчжоу провинции Чжэцзян.

ЛИТЕРАТУРА

Вэй Юань. Предисловие к сборнику "Материалы эпохи царствующей династии", "Записки Мо". В кн.: Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840-1898).

М., 1961 История китайской философии. М., 1989 История политических и правовых учений 19 в. М., 1993 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины