Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - аккорд

Аккорд

аккорд

(музыкальный; итал. accordo), или гармония, есть соединение нескольких различных звуков, не менее трех.

Гармоническое соединение основывается на естественных акустических законах, которые прежде всего были открыты слухом, а впоследствии установлены наблюдениями над колебаниями струн и воздушного столба в духовых инструментах.

Это акустическое, гармоническое чередование звуков (октава, чистая квинта, чистая кварта, большая терция, малая терция) называется натуральною гаммою.

Аккорды (мажорные консонирующие трезвучия и доминантаккорд), данные натуральной гаммой, легли в основание науки об аккордах, или гармонии.

Аккорды состоят из 3, 4, 5, 6 и 7 различных тонов, отстоящих друг от друга на терции. Интервал, состоящий из двух звуков, не составляет аккорда, а только намекает на него. Подобного рода намеки на гармонию встречаются в двухголосном сочетании. Аккорды разделяются на консонирующие и диссонирующие, коренные (данные натуральной гаммой) и производные аккорды (добытые искусственным путем). Все аккорды составляются из терций (больших и малых) и образуют трех-, четырех— и пятизвучия. В начале развития гармонии многие прекрасные сочинения, преимущественно духовные, состояли из одних трезвучий.

Во всяком трезвучии две верхние ноты отстоят от нижней, или так называемого основного тона, на терцию и квинту.

Аккорд с большой терциейназывается мажорным, а с малойминорным.

С малой терциейи уменьшенной квинтой — уменьшенным; с большой терциейи увеличенной квинтой — увеличенным, или чрезмерным.

Через прибавление терции к мажорному доминантовому трезвучию, построенному на пятой ступени (доминант) мажорной и минорной гамме (напр. в гамме до на соль — соль, си, ре, фа), образуется четырехголосный септаккорд, называемый доминантсептаккордом.

Это название дается по малой септиме, образующейся между крайними нотами аккорда.

Доминантаккорд заключает в себе большую терцию, чистую квинту и малую септиму.

Септаккорды, образовавшиеся через прибавление терции к другим трезвучиям сверху, называются просто септаккордами или септаккордами в пределах лада. Эти аккорды строятся на всех ступенях мажорной и минорной гамм и заключают в себеКак доминантсептаккорд, так и все септаккорды требуют разрешения, т. е. плавного перехода одного аккорда в другой, сродный ему аккорд, отстоящий на квинту вниз от данного, напр. соль, си, ре, фа в до, ми, соль; до, ми, соль, си в фа, ля, до и т. д.

Интересный отдел в науке о гармонии составляют уменьшенные септаккорды, из которых каждый вследствие энгармонического изменения может иметь четыре разрешения, напр. си, ре, фа, ля бемоль разрешается в до, ми бемоль, соль; до бемоль, ре, фа, ля бемоль разрешается в ми бемоль, соль бемоль, си бемоль; си, ре, ми диез, соль диез в фа диез, ля, до диез; си, ре, фа, соль диез в ля, до, ми.

Не менее интересен отдел о септаккордах вообще, в которых повышаются и понижаются разные ступени, вследствие чего эти аккорды получают другое разрешение, напр. септаккорд ре, фа, ля, до с повышенными ре и фа разрешается не в соль, си, ре, а в до, ми, соль. Через присоединение 4-й терции сверху из четырехзвучия образуется пятизвучие; оно по интервалу ноты, на которой отстоят крайние ноты, называется нонаккордом. Через прибавление пятой терции получается шестиголосный ундецимаккорд; шестой терции — семиголосный терцдецимаккорд.

За исключением нонаккорда, все эти аккорды вследствие сильно диссонирующего характера никогда не применяются полностью.

Каждый из вышеприведенных аккордов (трезвучия, септаккорды, нонаккорд) может быть обращен через перенесение нижнего тона на октаву вверх.

Трезвучие в первом обращении называется секстаккордом, имея в основании терции (до, ми, соль — первое обращение, ми, соль, до); квартсекстаккордом, имея в основании квинту (соль, до, ми); септаккорд в первом обращении называется квинтсекстаккордом с терциею в основании (соль, си, ре, фа в первом обращении си, ре, фа, соль); во втором обращении терцквартаккордом с квинтою в основании (ре, фа, соль, си); в третьем обращении секундаккордом с септимою в основании (фа, соль, си, ре).

Консонирующим трезвучием называется такой аккорд, в котором верхние тоны отстоят от баса на консонирующие интервалы.

Если в аккорде одна из верхних нот отстоит от баса на диссонанс, то такой аккорд называется диссонирующим и требует разрешения, как, напр., доминантаккорд, уменьшенное трезвучие, все септаккорды и нонаккорды.

Первую систему обращения аккордов составил Рамо в 1722 г. Во всех учебниках гармонии, генерал-баса и композиции, которые появились со времени Рамо, изложено учение об обращениях аккордов, для обозначения которых применяются цифры под басом, называемым цифрованным басом или генерал-басом.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  м. франц. согласие, соглашение, условие, сделка; | муз. созвучие, согласие, полногласие, стройность совместных звуков; | лад, строй, по различию мягких и твердых созвучий (моль и дур, или минор и мажор); | полный подбор струн для какого-либо музыкального орудия. Аккордный, к нему относящийся. ...
Толковый словарь Даля
2.
  1. м.Сочетание нескольких звуков различной высоты, воспринимаемое слухом как звуковое единство.2. м. устар.Соглашение, договор. ...
Толковый словарь Ефремовой
3.
  АККОРД1. АККО́РД, -а; м. [итал. accordo]. Одновременное сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое единство. Взять два-три аккорда. Прозвучал последний, заключительный а. ◊ Акко́рд струн. Полный набор струн для смычкового или щипкового музыкального инструмента. Заключительный акко́рд. Завершающее что-л. действие, событие. ◁ Акко́рдовый, -ая, -ое. А-ое вступление.2. АККО́РД, -а; м. [итал. accordo]. Устар. Соглашение, договор. ◁ Аккордный (см.).Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998 ...
Толковый словарь Кузнецова
4.
  в музыке, сочетание трех и более тонов, звучащих одновременно и воспринимающихся как целое, т.е. как нечто большее, нежели сумма отдельных тонов. Различие между одновременным звучанием нескольких самостоятельных тонов и аккордом, воспринимаемым как целостность, есть различие между типами контрапунктической ("горизонтальной") и гармонической ("вертикальной") фактуры. Аккорды классифицируются: 1) по числу входящих в аккорд звуков двузвучие и трезвучие;Пример 12) по положению основного тона аккорда: находится ли этот тон внизу или в каком-то ином положении основной вид, второе обращение;Пример 23) по интервалу между основным тоном и верхним звуком аккорда септаккорд и нонаккорд;Пример 34) по интервалу, отделяющему верхний тон аккорд от нижнего тона в данном положении увеличенное трезвучие и неаполитанской секстаккорд;Пример 45) по соотношению между двумя интервалами, образующими трезвучную основу аккорда мажорное трезвучие (большая терция плюс малая терция), минорное трезвучие (малая терция плюс большая терция), уменьшенное трезвучие (малая терция плюс малая терция).Пример 5В 18-19 вв. было принято деление аккордов на...
Энциклопедия Кольера
5.
  -а, м. Сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты, воспринимаемых как звуковое единство. Брать аккорды. Взять а. на рояле. Заключительный а. (также перен.: заключительное, завершающее действие). II прил. аккордовый, -ая, -ое ...
Толковый словарь Ожегова

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины