Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - альбигойцы

Альбигойцы

альбигойцы

заимствованное от города Альби в Тарнском департаменте название одной распространенной в Южной Франции церковной секты, усвоившей религиозные принципы кафаров и их позднейших последователей-вальденцев. Сторонники этого направления явились еще в начале XI-го столетия и вообще считались преемниками манихеев. Они проповедовали апостольское христианство и вели простую, строго нравственную и уединенную жизнь. Поэтому их называли сначала "добрыми людьми" (Les bons hommes), но "людьми темными" (hommes obscurs), a после первого отлучения их от церкви, произнесенного на соборе в Тулузе, созванном Папою Каликстом II (1119), стали звать "тулузскими еретиками". Это отлучение было в 1139 г. подтверждено Иннокентием II. На соборе, созванном лодевским епископом в Ломбе близ Альбы в 1176 г., они открыто высказывались насчет своего учения. Несмотря на то, они впоследствии подверглись сильному подозрению, именно в дуализме, отвержении учения о Пресвятой Троице, таинств причащения и брака, отрицании смерти и воскресения Иисуса Христа и т. п. Наконец, Папа Иннокентий II в 1209 г. возбудил крестовый поход против них, ближайшим поводом к которому послужило умерщвление во владениях графа Раймунда VI Тулузского папского легата и инквизитора Петра Кастельно, на которого возложено было поручение истребить еретиков. Действительною же причиною было желание отнять земли графа Тулузского, ненавидимого за его терпимость к еретикам. Никакой пользы не принесло позорное наказание и бичевание, претерпленное графом от легата Мило, и полученная им от Папы ценою больших жертв абсолюция. Легаты — Арнольд, аббат Сито и Мило — взяли приступом главный город его племянника Рожера — Безьер и приказали умертвить 20000 его жителей без различия вероисповедания. "Убивайте их всех! — воскликнул Арнольд, — Господь отличит Своих и защитит!". Не лучше обошелся Симон Монфорт, граф Лейчестерский, предводительствовавший крестоносцами под руководством легатов, с другими местами во владениях Раймунда и его союзников, из которых Рожер Безьерский погиб в темнице, а король Петр Арагонский убит в сражении при Мюре в 1213 г. Завоеванные земли Папа подарил графу Монфорту в награду за его услуги, но Симон при переменном военном счастье никогда не мог спокойно владеть этим подарком. При осаде Тулузы (1218) он был убит брошенным из пращи камнем, а его сын Раймунд VI и по смерти последнего в 1222 сын его Раймунд VII принудили возвратить завоеванную землю. Но папская абсолюция снова привлекла разный сброд со всех концов Франции, и война продолжалась. С большим мужеством защищал Раймунд VII отцовское наследие против легатов и французского короля Людовика VIII, который умер в походе против еретиков в 1226 г. после завоевания Авиньона. Когда с обеих сторон пали сотни тысяч народа и были опустошены прекраснейшие местности Прованса и Верхнего Лангедока, в 1229 г. был заключен мир, по которому Раймунд только за большое денежное вознаграждение освободился от церковного отлучения, уступил Людовику IX Нарбонну вместе с многими владениями и назначил своего зятя, брата Людовика, наследником всех остальных своих земель. Папа присудил эти провинции королю французскому, чтобы усилить его преданность папскому престолу и сделать его тем податливее к приему папских инквизиторов, которые, по большей части доминиканцы, возводили упорствовавших в своих верованиях альбигойцев на костер или возвращали в лоно католической церкви посредством самых тяжких епитимий. Другие альбигойцы бежали на Восток и поселились в Боснии. Но еще в начале XIV столет. инквизиция усердно работала в этих местах, в чем можно убедиться из сочинения инквизитора Бернарда Гвидона (1321) "Practica contra infectos labe heretice pravitatis". Ср. Фауриэля, "Croisade contre les Albigeois" (Пар., 1838); Фабера, "Inquiry into the history and theology of the ancient Vallenses and Albigenses" (Лонд., 1838); Гана, "Geschichte der Ketzer im Mittellalter" (Штутг., 1845); Пейра, "Histoire des Albigeois" (3 т., Пар., 1870—72). В поэтической форме отчаянная борьба альбигойцев воспроизведена Николаем Ленау в его эпосе "Die A." (Штутг., 1842).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  христианская секта, получившая широкое распространение в 12-13 вв. в Западной Европе, особенно в Северной Италии и Южной Франции. Ее приверженцы именовались альбигойцами (по городу Альби, центру движения), а также катарами (греч. katharos, "чистый") от названия ранней манихейской секты, члены которой стремились очиститься освободиться от телесности и материальности. В своих попытках решить проблему зла альбигойцы следовали традиции манихейского дуализма. Они утверждали сосуществование двух основополагающих начал доброго божества (Бога Нового Завета), создавшего дух и свет, и злого божества (Бога Ветхого завета), сотворившего материю и тьму. В соответствии с этим они отвергали брак и деторождение. При этом сожительство рассматривалось как меньшее зло по сравнению с браком; уход же мужа или жены считались достойными похвалы. Хотя ангельские души, как верили альбигойцы, были созданы добрым божеством, грехопадение их привело к тому, что сатана заключил их в темницу тела. Вот почему земная жизнь есть наказание и единственный существующий ад. Однако страдание носит лишь временный характер, ибо все души в конце концов спасутся....
Энциклопедия Кольера

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины