Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Кольера - альбигойцы

Альбигойцы

альбигойцы

христианская секта, получившая широкое распространение в 12-13 вв. в Западной Европе, особенно в Северной Италии и Южной Франции. Ее приверженцы именовались альбигойцами (по городу Альби, центру движения), а также катарами (греч. katharos, "чистый") от названия ранней манихейской секты, члены которой стремились очиститься освободиться от телесности и материальности.

В своих попытках решить проблему зла альбигойцы следовали традиции манихейского дуализма. Они утверждали сосуществование двух основополагающих начал доброго божества (Бога Нового Завета), создавшего дух и свет, и злого божества (Бога Ветхого завета), сотворившего материю и тьму. В соответствии с этим они отвергали брак и деторождение. При этом сожительство рассматривалось как меньшее зло по сравнению с браком; уход же мужа или жены считались достойными похвалы. Хотя ангельские души, как верили альбигойцы, были созданы добрым божеством, грехопадение их привело к тому, что сатана заключил их в темницу тела. Вот почему земная жизнь есть наказание и единственный существующий ад. Однако страдание носит лишь временный характер, ибо все души в конце концов спасутся. Подобно арианам, альбигойцы утверждали, что Христос всего лишь сотворенное существо, которое никогда не обладало человеческой телесностью и в действительности не могло умереть на кресте, ведь в таком случае оказалось бы во власти злого начала. Его искупление подает нам пример благородной жизни, высокой нравственности; но по-настоящему ему не удалось победить грех. Следуя своей традиции дуализма, альбигойцы поощряли освобождение от тела, в частности через самоубийство. Поскольку рождение детей они считали равносильным заключению их душ в темницу тела, альбигойцы настаивали на полном воздержании.

Они верили в метемпсихозу, или перевоплощение душ, поэтому не употребляли мясную пищу, молоко и другие продукты питания животного происхождения. Отрицая власть церкви и государства, они апеллировали к Священному Писанию, в основном к Новому Завету, ибо Старый Закон (Ветхий Завет) рассматривался в целом как творение дьявола. Запрещались клятвы, участие в войнах, смертная казнь.

Альбигойцы проводили различие между "совершенными" и просто верующими. Небольшое число "совершенных" придерживались обрядов древних катаров: consolamentum, или духовное крещение, посредством наложения рук, которое наделяет правом проповедовать новую религию; appareillamentum, или публичное исповедание грехов; endura, или воздержание от пищи с целью освободиться от власти телесности.

Верующие становились членами секты лишь после обещания принять consolamentum до конца жизни. Они зачастую откладывали совершение этого обряда и лишь перед самой смертью прибегали к такому способу избежания греха. Во главе альбигойцев стояла иерархия епископов, избиравшихся из числа "совершенных", и диаконов, отбиравшихся исключительно из числа верующих.

По некоторым свидетельствам, в конце 12 в. альбигойство пользовалось значительным влиянием во Франции. Если судить по сохранившимся документам, обличения манихейства начинаются со времен собора в Орлеане в 1022, затем последовали решения соборов в Аррасе, Шарру, Реймсе. Альбигойство как таковое впервые было подвергнуто осуждению на соборах в Тулузе (1119), затем в Реймсе (1148) и Вероне (1184), а также на III и

IV Латеранских соборах в 1179 и 1215.

Катары постоянно обвинялись не только в ереси, но и в подрыве основ семьи, государства и человеческого общества. Наряду с соборными постановлениями волну альбигойства помогало сдерживать и общее нравственное возрождение под воздействием таких проповедников, как святые Петер Ноласко и Бернар Клервоский, которые боролись с одной из главных причин роста популярности альбигойства распущенностью духовенства и народа.

Для борьбы с невежеством источником ереси, св. Доминик учредил в 1216 орден проповедников (доминиканцев), члены которого были призваны наставлять верующих в христианском учении. Широкое и быстрое распространение ереси можно объяснить тем, что consolamentum гарантировало спасение и могло быть принято любым верующим непосредственно перед смертью.

Единственным требованием была вера, в остальном верующему предоставлялась полная свобода действий. В то время как церковники выступили против альбигойства, руководствуясь догматическими основаниями, светские власти исходили из политических соображений и использовали такие рычаги давления, как смертная казнь для отдельных сектантов и применение военной силы против городов.

Духовенство поддерживало такого рода меры, но не обошлось и без исключений. Так, согласно Петеру Кантору, "хотя катары и признаны виновными по божественному суду, они не должны наказываться смертью". Св. Бернар допускал, что их можно заключать в тюрьму, но только ради общественного спокойствия. Церковные законы, направленные против альбигойцев и принятые III Латеранским собором, ознаменовали начало деятельности средневековой инквизиции.

Собор потребовал от светских государей подавить этих возмутителей общественного порядка, при необходимости применив силу. Последняя и кровавая стадия в истории катаров серия сражений (1209-1228), часто называемых альбигойскими войнами или крестовыми походами против альбигойцев. Особенно ожесточенными были битвы при Безье, Каркассонне, Лаворе и Мюре; войсками предводительствовали граф Тулузский (со стороны сектантов) и Симон да Монфор (со стороны крестоносцев).

Еще до этого, в 1208, папа Иннокентий III призвал к крестовому походу после того, как сектанты убили папского легата. Согласно мирному договору 1229 в Мо (Парижский договор), большая часть территории альбигойцев перешла к королю Франции. Однако рассеянные остатки секты просуществовали до конца 14 в.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  заимствованное от города Альби в Тарнском департаменте название одной распространенной в Южной Франции церковной секты, усвоившей религиозные принципы кафаров и их позднейших последователей-вальденцев. Сторонники этого направления явились еще в начале XI-го столетия и вообще считались преемниками манихеев. Они проповедовали апостольское христианство и вели простую, строго нравственную и уединенную жизнь. Поэтому их называли сначала "добрыми людьми" (Les bons hommes), но "людьми темными" (hommes obscurs), a после первого отлучения их от церкви, произнесенного на соборе в Тулузе, созванном Папою Каликстом II (1119), стали звать "тулузскими еретиками". Это отлучение было в 1139 г. подтверждено Иннокентием II. На соборе, созванном лодевским епископом в Ломбе близ Альбы в 1176 г., они открыто высказывались насчет своего учения. Несмотря на то, они впоследствии подверглись сильному подозрению, именно в дуализме, отвержении учения о Пресвятой Троице, таинств причащения и брака, отрицании смерти и воскресения Иисуса Христа и т. п. Наконец, Папа Иннокентий II в 1209 г. возбудил крестовый поход против них, ближайшим поводом к которому послужило...
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины