Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - эвклид философ
Эвклид философ
эвклид философ
— основатель мегарской школы, ученик Сократа, учитель Эвбулида и, может быть, Стильпона и Пасикла. Его жизнь мало известна. Э. воспользовался учением элеатов для развития Сократовской диалектики. Школа его процветала до середины III В. до Р. Х. Стильпон придал школе иную окраску, внеся в нее элементы цинического учения. Учение Э. дошло до нас лишь в отрывочных указаниях древних писателей, из коих главное находится в диалоге Платона "Софист". Хотя Платон прямо и не называет мегарской школы, но, по-видимому, имеет в виду именно ее. Основное положение мегарской школы состояло в том, что восприятия доставляют человеку лишь знание о становящемся и изменяющемся и только мышление в состоянии познать истинное бытие, вечное и неизменное. В этом пункте Э. совершенно согласен с Платоном. Вечное бытие познается в понятиях; поэтому только о них, т. е. о родах и типах, можно сказать, что они в действительности существуют. Расходятся мегарцы с Платоном в том, что первый рассматривал идеи, как прототипы вещей, т. е. смотрел на них, как на движущие силы, мегарцы же устраняли всякое изменение (действие и страдание) из миpa истинно сущего и утверждали, что только действительное возможно: иначе говоря, способность действовать существует только в самом действии. Что возможно, но не действительно, в одно и то же время и существовало бы и не существовало, а это невозможно. Высший и наиболее ценный объект знания есть благо, которому Э. приписывает все признаки бытия; поэтому Э. стоял за единство добродетелей и отрицал реальность зла. Свои воззрения Э. и мегарская школа доказывали отрицательным, диалектическим путем; излюбленным приемом Э. была deduсtio ad absurdum, чем и объясняется, что мегарская школа в дальнейшем своем развитии выродилась в эристику, для которой ценно не столько существо дела, сколько доказательство неправоты противника. В этом направлении в особенности отличался Эвбулид, которому Диоген Лаэртский приписывает семь софизмов (см. Diog.). Несколько большее значение имеют доказательства Диодора Кроноса, знаменитого диалектика мегарской школы, против движения и возможности. Диогор в существенном повторяет мысли Зенона элеата. Особенную славу приобрело доказательство Диодора против возможности, известное под названием κυριεύων. Эпиктет его изображает следующим образом: "Из возможного не может возникнуть невозможное. Однако невозможно, чтобы нечто прошедшее было иным, чем оно было в действительности; если же это было возможным в какой-либо предшествующий момент времени, то, следовательно, нечто невозможное возникло из возможного. Но оно никогда не было возможным; следовательно, вообще невозможно, чтобы что-либо происходило иначе, чем оно в действительности происходит". Наиболее знаменитым представителем мегарской школы был Стильпон, сумевший увлечь всю Грецию; в этических воззрениях он следовал за киниками и провозгласил апатию высшим благом. Отвлеченное и бедное учение мегарской школы не давало возможности дальнейшего развития; поэтому она частью вошла в состав иных школ, частью же выродилась в эристику. Э. Р.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1255 | |
2 | 1153 | |
3 | 1084 | |
4 | 1077 | |
5 | 872 | |
6 | 681 | |
7 | 636 | |
8 | 625 | |
9 | 623 | |
10 | 612 | |
11 | 589 | |
12 | 578 | |
13 | 577 | |
14 | 569 | |
15 | 565 | |
16 | 560 | |
17 | 548 | |
18 | 538 | |
19 | 515 | |
20 | 511 |