Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - карматы

Карматы

карматы

крупная ветвь религиозно-политической секты исмаилитов (см.), перенесшая центр своей деятельности из Сирии в Персию. В 887 г. Ахмед, сын ибн-Меймуна Каддаха (см. Исмаилиты), послал в Иран даыя Хосейна эль-Эхвази, и он обратил в исмаилизм погонщика Хемдана по прозвищу "Кар мат", т. е. "уродливый". По происхождению Хемдан принадлежал к презираемому племени севадских набатейцев, состоявшему из крестьян и рабов. Возвратившись к своим землякам, он ловко и деятельно стал проводить среди них учение о грядущем избавителе, установил коммунизм (касавшийся и жен), внушил, что обряды и всякие внешние религиозные предписания — излишни, и провозгласил, что исмаилитам Бог разрешает безнаказанно грабить имущество и проливать кровь своих противников мусульман. К. очень скоро разрослись в целое хищническое государство. Сам Хемдан К. верил, что он действует в пользу алидов, а не каддахов; убедившись в противном, он отрекся от доктрины и исчез куда-то бесследно. Но дело, начатое им, не остановилось. К секте присоединялись во множестве пролетарии и вообще люди, недовольные социальными порядками. В 890 г. карматы основали в своем Иракском Севаде крепость Дароль-хиджре; оттуда в 899-901 гг. они благодаря даыю Абу-Саиду распространились в Бахрейне, где население также состояло из пролетариев и людей презираемых. Халифы чувствовали себя бессильными перед К., в течение 3/4 века являющимися бичом Аравии, Сирии, Ирака и Персии; они грабят, уводят жителей в неволю, налагают окупы и внушают панический страх. В 930 г. сын Абу-Саида, Абу-Тâгир, давно уже не дававший проезда пилигримам в Мекку и действовавший по приказаниям фатымида Обейдоллаха, решил окончательно уничтожить хадж (см.); внезапно напав на Мекку, он произвел страшную резню и похитил "Черный камень" (см. Кааба). Только в 939 г. святыня за огромный выкуп возвращена была мохаммеданам. В 969 г. К порвали связь с Фатымидской династией, и с того времени их неслыханное могущество стало падать; вместо них выдвигаются ассасины (см.). К. бахрейнские стояли к исламу ближе, чем севадские: принципиально они не отвергали Корана, а объясняли его иносказательно (отсюда их прозвище "батынии", т. е. аллегористы). Литература предмета указана в статье Исмаилиты; сверх того, важное значение имеют статьи М. Дефремери о батыниях, разбросанные в "Journal Asiatique" (40-е и 50-е года).

Л. Крымский.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (араб. "аль-карамита"), исламская секта, основанная в Ираке в 880-х годах Хамданом Карматом, воспринявшим учение исмаилитской ветви в шиитском исламе. Шииты верили, что божественным правом на власть обладают потомки Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Они создали учение об имамате, согласно которому имам является воплощением Божества и единственным религиозным и духовным авторитетом. По мнению сторонников исмаилитской ветви, было всего семь имамов, последним из которых был Исмаил; они полагали, что остальные шииты пребывают в заблуждении на этот счет. Хамдан Кармат принадлежал к числу исмаилитских миссионеров, исповедовавших эзотерическое учение о скрытом имаме, который однажды явится как наследник Исмаила. Исмаилиты-"семеричники" составляли хорошо организованное тайное общество, рассылавшее по всем направлениям эмиссаров с целью объединить силы против багдадских халифов. Карматы разработали сложную богословскую систему, в основе которой лежали неоплатонические и гностические учения исмаилитов. Приверженцев этой секты посвящали в ее тайны поэтапно с помощью особой системы обучения. На шестой ступени...
Энциклопедия Кольера

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины