Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - карпов василий николаевич

Карпов василий николаевич

карпов василий николаевич

I

(1798-1867) — философ идеалистического направления, происходил из духовного звания, учился в Воронежской семинарии и Киевской духовной академии, преподавал философию в духовных академиях Киевской и СПб. В кругу своих многочисленных учеников К. пользовался славой глубокого мыслителя. Посвятив значительную часть жизни переводу сочинений Платона (1-е изд. — СПб., 1841 — содержит лишь несколько диалогов Платона, 2-е изд. — СПб., 1863-79 — все сочинения, приписываемые Платону, за исключением писем и "Законов"), К. выступал и с самостоятельными трудами по философии, держась в стороне от господствовавших в его время течений. Основание для философии, по мнению К., дает сознание. Положение я сознаю, как истина первая, непосредственно известная, сама по себе ясная и всеобщая, должно быть субъективным началом философии. Философия рассматривает все бытие как одно гармоническое целое в сверхчувственном или мыслимом, насколько оно может быть развито из сознания и выражено в системе. Все входящее в область сознания имеет форму и содержание, которые, сводясь к единству, охватывают в человеке два мира — духовный и чувствующий. Дух бесконечен; органическая природа, развитая в человеке до высочайшей степени, конечна. Духу свойственно бесконечное ведение, природе — безотчетная, инстинктивная жизнь. Дух — чистая свобода, природа — слепая необходимость. Дух есть Бог, природа — Его творение. Посредствующими звеньями является ряд существ разумно-свободных, которые, по существу своих элементов, не могут быть ни конечными, ни бесконечными, но неопределенными, — ни ведущими, ни неведущими, но познающими, ни чисто свободными, ни необходимыми, — но имеющими волю поступать так или иначе. Элементы, соединившиеся в бытии человека и через свое соединение давшие бытие самому сознанию, внесли в его природу и соответственные законы, которые, пришедши во внутреннюю связь, составили закон нравственный. Чем больше ум просветлялся верою, тем выше была его энергия, тем сильнее и обширнее развивались его идеи. Русские унаследовали практическую философию с Востока и никогда не могут сродниться с германским рационализмом, так как он идет наперекор православию, которое требует, чтобы ум и сердце не поглощались одно другим и вместе с тем не раздваивали своих интересов, но, развиваясь в постоянной связи между собою, как органы веры, составляли в душе твердые основания для решения задач философии. Задача русской философии состоит в определении места значения и отношений человека в мире, насколько человек, сам по себе всегда и везде одинаковый, в развитии своем охарактеризован типом истинно русской жизни. Соч. К. "Введение в философию" (СПб., 1840); "Взгляд на движение философии в мире христ. и на причины различных ее направлений" ("Журн. Мин. нар. пр.", 1856, ч. 92); "Систематическое изложение логики" (СПб., 1856; одно из лучших русск. оригинальных сочинений по логике); "Философский рационализм новейшего времени" ("Христ. чт.", 1860, кн. 3, 4, 5, 6, 12); "Вступительная лекция в психологию" ("Христ. чт.", 1868, кн. 2). Как переводчик Платона, К. оказал несомненную услугу русской литературе, хотя перевод его не передает и тени поэтических красот подлинника, а иногда не свободен от промахов. Переводу каждого диалога К. предпосылает обстоятельные введения, свидетельствующие о близком знании литературы предмета и обнаруживающие в авторе по временам вполне самостоятельное отношение к спорным вопросам в истории философии. См. "Материалы для истории философии в России" в "Вопросах философии и психологии" (1890, кн. 4).

Я. Колубовский.

II

(дополнение к статье)

См. о нем: Т. В. Барсов, "В. Н. Карпов, как профессор" ("Христ. Чтение", 1898, I); Серебреников, "В. Н. К., как психолог" (ib.); А. П. Высокоостровский, "Покойный проф. К., как почитатель сократо-платоновой философии" (ib., 1893, I) и "Об общем характере логики К." (ib., 1898, I); Д. П. Миртов, "Заслуги В. Н. К. для русской философской мысли" (ib.).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (1798-1867), русский философ и психолог. Родился 2 апреля 1798. Окончил Киевскую духовную академию, впоследствии возглавлял кафедру философии в Санкт-Петербургской духовной академии. Осуществил наиболее полный для того времени перевод сочинений Платона. Был автором ряда философских сочинений: Введение в философию, Логика и др. В ряде трудов (Взгляд на движение философии в мире христианском, Философский рационализм новейшего времени и др.) Карпов связывает появление и судьбы европейского рационализма с определенными религиозными движениями. Так, например, в немецком идеализме он усматривал непосредственное и решающее влияние протестантизма (Кант "перенес в метафизику начало протестантства и создал философию протестантскую"). Русский мыслитель не отрицал значения опыта европейской философии, но полагал, что на российской духовной почве, питаемой традицией восточного православия, последовательный рационализм не имеет будущего. Русское православное любомудрие "требует, чтобы ум и сердце не поглощались одно другим, и вместе с тем не разделяли своих интересов, но, развиваясь в постоянной связи между собою, как орган веры, в...
Энциклопедия Кольера

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины