Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - память

Память

память
— этим понятием обозначаются весьма сложные психические явления; обыкновенно под П. разумеют лишь воспроизведениe прежде бывших в сознании образов, причем воспроизводящее лицо сознает, что оно имеет дело с вторичными состояниями, имеющими сходство с первичными, т. е. действительными ощущениями, восприятиями, чувствами, мыслями, состояниями воли. Однако вполне очевидно, что явления П. не исчерпываются одним воспроизведением представлений (образов), а к П. же следует отнести и запоминание, забвение и сохранение представлений. Но явления П. связаны еще и с иными более сложными психическими состояниями; напр. то, что мы называем привычкой, представляет собой ничто иное как один из видов П.; в известной аналогии с П. стоят и явления наследственности и инстинкта. Наследственность имеет совершенно то же значение для рода, которое П. имеет для индивидуума; точно также и инстинкт заменяет собой у животных П. Блестящая мысль Спенсера, что инстинкт есть организованная П., а П. зачаточный инстинкт (Спенсер, "Психология", II т., русский перевод, стр. 168), неверна потому, что инстинкт проявляется в таких случаях, где об опыте, следовательно, и о П., не может быть и речи. Наконец, Геринг и Рибо, заговорив об органической П., перенесли это понятие из психологии в сферу чисто физиологических явлений. Указав на связь явлений П. с некоторыми психическими явлениями, мы в дальнейшем под П. будем разуметь лишь сохранение, забвение, воспроизведение и запоминание представлений. Из этих четырех сторон П., непосредственному самонаблюдению доступны лишь две: запоминание и воспроизведение; о сохранении и забвении представлений мы судим лишь на основании косвенных указаний нашего сознания, на основании довольно сложных умозаключений. Под представлением, т. е. тем образом психического состояния, который воспроизводится П., обыкновенно понимается след, оставшийся в сознании от первичного состояния. Bсe состояния сознания могут быть воспроизведены П., хотя в различном отношении: элементы познавательной деятельности человека воспроизводятся без качественного их изменения; напр. восприятие известного предмета, будучи воспроизведено, ничем, кроме степени ясности, не отличается от самого восприятия; состояния же чувства и воли при воспроизведении меняются, по-видимому, и качественно; чувство, когда оно исчезло, может быть воспроизведено П. в виде представления о чувстве, но, очевидно, что это воспроизведение не будет копией самого состояния. Само воспроизведение может быть двояким, произвольным и непроизвольным, но как то, так и другое совершается по тем же самым законам ассоциаций. Этим и объясняется ограниченное действие воли над П. Мы иногда, несмотря на все старание, не можем вспомнить необходимого нам представления, ибо не можем найти ассоциаций, которые вызвали бы искомое представление. Законов ассоциации обыкновенно насчитывают несколько; закон смежности, последовательности, сходства, контраста, и причинности, но, в сущности, следует признать лишь один закон — смежности, состоящий в том, что факты сознания, бывшие одновременно в сознании, воспроизводятся вместе. Так наз. закон сходства (и контраста) вовсе не относится к явлениям ассоциаций, ибо обозначает более сложный психический акт; для того, чтобы воспроизвести сходные представления, нужно заметить их сходство, а это делает мышление; когда сходство найдено, тогда сходные представления воспроизводятся уже по закону смежности. Ассоциациями определяется механическая сторона душевной жизни, в то время как творческая (aппepцепционная) руководится совершенно иными началами. Значение ассоциаций для душевной жизни чрезвычайно велико и его можно проследить во всех видах деятельности сознания; мышление постоянно пользуется ассоциациями, но так как они представляют более или менее случайную связь представлений, то задача мышления именно и состоит в том, чтобы видоизменить эту случайную связь, превратив ее в необходимую логическую, соответствующую действительности. В общественной жизни устарелые обычаи представляют пример таких ассоциаций представлений и они имеют тем большую твердость, чем крепче соединены с какими-либо чувствами (напр. религиозным). На значение ассоциаций в наших эстетических суждениях очень хорошо указал Фехнер ("Vorschule der Aesthetik"). В сфере волевых явлений автоматические движения, совершаемые при самом слабом участии сознания, могут служить примером для значения ассоциаций. Изменения ассоциаций могут быть двух родов: количественные и качественные. Количественные в свою очередь могут быть двоякие: экстенсивные и интенсивные, т. е. ассоциации могут удлиняться или сокращаться. Накопление известного опыта представляет пример удлиняющейся ассоциации. Сокращения ассоциаций (или дисассоциации) замечаются, когда из ряда представлений выпадают некоторые, а оставшиеся вступают в непосредственную связь. Изменения в интенсивности состоят в том, что связь между представлениями может или крепнуть или, напротив, слабнуть. Ассоциация между двумя представлениями может стать столь твердой, что кажется неразрывной; такую связь часто принимают за аксиому, за необходимую истину (образование суеверий). Опыт может в известных случаях не только ослабить ассоциации, но и совершенно разрушить. К качественным изменениям ассоциаций относятся такие изменения, в которых сам характер входящих в состав ассоциаций представлений меняется. Гербартовская школа (в особенности см. Steinthal, "Einleitung in die Sprachwissenschaft") особенно подробно разработала эту главу из психологии. Сюда относится напр. ассимиляция представлений, т. е. тот случай, когда известное восприятие вызывает в сознании тождественное ему представление, ранее бывшее сознание, и когда отождествление происходит, как бы бессознательно; при этом возможно, что вновь наступающее в сознании представление будет изменено под влиянием старого, т. е. наблюдатель в силу привычки не заметит особенностей нового представления, или же возможен обратный случай. Эбинггаус делал весьма любопытные опыты над ассоциациями. Причину их он весьма основательно видит в факте единства сознания. Bсe представления, которые сознание может охватить, связаны между собой, но связь эта различна и стоит "в зависимости от числа представлений и от времени: если предположить ряд представлений а, b, с, d и т. д., то следует предположить, что а связано теснее с b, b — теснее с с и т. д. Если в сознании появится представление а, то оно, будучи связано со всеми, повлечет за собой весь ряд; иначе дело будет обстоять, если в сознании появится сначала какое-либо среднее представление. Если выучить несколько рядов слогов настолько, чтобы их безошибочно воспроизводить П., то по прошествии 24 часов потребно будет 2/3 первоначального времени, необходимого для запоминания, чтобы вновь их выучить до возможности первого безошибочного воспроизведения в том же порядке. Если запоминать те же самые слоги, но не в том порядке, в котором их запоминали первоначально, а например в таком; сначала все слоги, занимавшие при первом запоминании четное место, а потом все нечетные, то ряды будут состоять из знакомых слогов, но они будут расположены в новом порядке. Более краткое время, потребное для запоминания таких слогов, сравнительно с временем, необходимым для первоначального запоминания, будет указывать на силу, с какой действует ассоциация. Чем более видоизменять при вторичном запоминании рядов порядок слогов, тем слабее влияние ассоциации и тем больше времени потребно для запоминания. На факт accoциaции указывал в древности уже Аристотель в трактате о П. (глава вторая). Квинтилиан формулировал закон ассоциаций следующим образом: Cum in loca aliqua post tempus reversi sumus, non ip s a agnoscimus tantum sed etiam quae in his fecerimus reminiscimur, personae que subeunt nonnunquam tacitae quoque cogitationes in mentem revertuntur ("Inst. Orat.", Lib. XI, Cap. 2). Греки и римляне, а также и средневековые психологи много занимались искусственной П. (ars memoriae) и естественно должны были обратить внимание на ассоциации. Сам термин принадлежит Локку; развил учение об ассоциациях Давид Юм и шотландская школа, а также Мальбранш, который в своей "Recherche de la v érité " говорит довольно подробно о "liaison des id é es avec les traces". У современных английских психологов учению об ассоциациях часто приписывают неподобающее ему значение, т. е. активные стороны мыслительной деятельности объясняют ассоциациями, что, конечно, неверно. Для физиологической основы учения об ассоциациях весьма важно открытие Флексигом так наз. ассоциационных центров. Кроме ассоциаций непосредственному наблюдению доступно запоминать представление; оно зависит от разных причин, частью психических, частью физиологических. Некоторые люди от природы одарены чрезвычайной П.; таковой славился Луций Энний Сенека, из современников русский химик Зинин. Есть известного рода связь между деятельностью органов ощущений и П., т. е. люди, обладающие особенно сильно развитым слухом или зрением, обыкновенно и запоминают хорошо соответственные представления; но подобно тому как вследствие упражнения острота и точность ощущений усиливаются, так и П. становится более крепкой от упражнения, т. е. от повторения. Наконец, одно из важных условий запоминания заключается в интересе к предмету, во внимании, с которым известное представление воспринимается. Эббинггаус в своих опытах над запоминанием слогов пришел к тому результату, что быстрота запоминания зависит от количества запоминаемых представлений, но не пропорциональна им, как это можно было думать a priori, т. е. количество повторений, потребное для запоминания, возрастает гораздо быстрее, чем количество запоминаемых слогов. 7 слогов запоминаются по первому их прочтению. Следующая таблица выражает отношение количества слогов к количеству повторений.

Слоги 7 1 (одно повторение) 12 16 повторений. 16 30 " 24 44 " 26 56 "

Если для опытов брать материалом не слоги бессмысленные, а какое-либо стихотворение, то, благодаря ассоциациям, время, потребное для запоминания, значительно сокращается. Coxpaнeниe представлений недоступно прямому наблюдению: психологи стараются доказать, что представления хранятся в тех же самых нервных клеточках, в которых находились соответственные ощущения, таким образом представление есть ничто иное, как ослабленное ощущение. Давно было известно, что люди имеют различную по типу П.; одни способны припоминать почти одни только зрительные образы (т. е., припоминая напр. знакомого человека, они воспроизводят его фигуру, цвет и т. д.), другие, напротив, припоминают только звуковые образы, у третьих развиты и звуковой, и зрительный тип П., четвертые, наконец, воспроизводят по преимуществу образы, связанные с мускульными ощущениями движения. Различные категории перечисленных образов покоятся, по наблюдениям над загипнотизированными, сделанным Бинэ и Ферре, в тех же нервных клеточках, как и сами образы. Если и допустить, что этим положением мы делаем шаг вперед в понимании механизма П., то все же придется признаться, что весьма многое остается непонятным. Выигрыш от того, что мы связали место нахождения ощущения с местом нахождения представления, не очень большой, ибо как связать понятие с клеточкой или вообще с чем-либо пространственным, это остается полной загадкой. Совершенно непонятно также и то состояние, в котором находятся представления, хранящиеся в П. В новой психологии часто прибегают, ради объяснения, к понятию бессознательного, но совершенно напрасно, так как это понятие само нуждается в анализе, дать же объяснения не может. Как происходит забвение, этого, конечно, нельзя наблюдать; есть различные способы объяснения забвения, но все они представляют собой только сравнения и не более; говорят, что представления бледнеют, что они рассыпаются и т. д. Самое остроумное объяснение состоит в доказательстве положения, как это сделал Лейбниц, что представления вообще не исчезают: "Je crois", говорит Лейбниц, "qua се qui est une fois arriv é e а l'аmе lui est éternellement imprimé, quoique cela ne nous revienne pas toujours a la memo ire" (ed. Dutens, VI, cт. 332). Гамильтон говорит: "L'аctivit é mentale dure toujours. Difficile n'est pas d'expliquer comment elle dure, mats comment elle s'évanouit; toutes les activités mentales tous les actes de 1'esprit qui ont existé une fois persistent; nous ne les perdons jamais absolument mais ils deviennent obscurs. Cet abscurcissement est susceptible de degré s infinis". Многие факты говорят в пользу этого воззрения, а именно — неожиданное оживание образов во сне и в болезненных состояниях. Это согласуется и с опытами Эббинггауса. Он нашел, что забвение идет сначала чрезвычайно быстро, а потом все более и более замедляется. Он выучивал известное количество бессмысленных слогов до возможного первого безошибочного их воспроизведения, потом, по их забвении, вновь выучивал до первого возможного безошибочного воспроизведения. Сокращение времени для вторичного разучивания дает некоторое мерило для определения силы якобы забытых представлений. Оказалось, что через 1 час потребно было около половины первоначального времени необходимого для разучивания, через 8 часов 1/2 первоначального усилия, через 24 — 1/3; после 6 дней — 1/4; после месяца 1/5, так что совершенное забвениe произошло бы в ∞ время. Литература о П. очень велика: укажем на Fortlage, "Psycholog ische Vorträ ge" (Иена, 1874; один из них посвящен П.); Spencer, "Психология" (2-й т.); Erdmann, "Ernste Spiele" ("Ueber das Vergessen", Б., 1875); Baio, "Miud and Body"; Ribot, "L'heredit é " (2 изд.); Ebbinghaus, "Ueber das Ged ä chtniss" (Лпц., 1883); G. E. M üller und F. Schumann, "Experimentelle Beiträge zur Untersuchung des Gedä chtnisses" (Гамб., 1893); Gratacap, "Theorie de la m é moire" (Монпелье, 1866).

Э. Радлов.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  общефункциональный механизм, связанный с сохранением и использованием в последующей деятельности информации, полученной от взаимодействия с окружающим миром. В физиологическом плане различают условно-рефлекторную, образную, словесно-логическую и эмоциональную память. Память классифицируют и с точки зрения рецепторов информации, имея в виду зрительную, слуховую, тактильную, моторную и другие виды памяти. В соответствии с временными параметрами различают: мгновенную длительность восприятия (0,1 сек), непосредственную память (от 1 до 10 сек) и долговременную память, не привязанную к определенному объекту. Непосредственная память становится оперативной, если она включена в деятельность. Ее объем зависит от числа единиц информации, выраженной в том или ином символе. Считается, что нормальная память человека выражена числом 7+2, независимо от того, сколько информации заключено в том или ином смысле.Толковый переводоведческий словарь. 3-е издание, переработанное. — М.: Флинта: Наука Л.Л. Нелюбин 2003 ...
Толковый переводоведческий словарь
2.
  ж. (мнить, мнети) способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. Память, относительно прошлого, то же. что заключенье, догадка и воображенье, относительно будущего. Ясновидение будущего противоположно памяти былого. Память внешняя, безотчетное знание наизусть затверженного; память слов, цифр, имен и событий; память внутренняя, разумное пониманье научной связи узнанного, усвоение себе навсегда духовных и нравственных истин. Память к языкам. Память местности. Лишиться памяти, сознанья, чувств, быть в обмороке, или же | утратить память болезненно. Отбить кому память, притупить дурным обращеньем. Память острая, тупая, ясная либо смутная. За мою память или на моей памяти этого не было, сколько живу. Держи на памяти, помни, не забывай. На памяти вертится, не могу вспомнить. Дай Бог память, говор. припоминая что. | Памятованье или воспоминанье, память в действии, в деле. Память о Суворове живет в народе. Это мне будет память, буду поминать. Для памяти записываю, чтобы помнить; или мн. Этот человек долго будет на людских памятях! будут помнить его. О память сердца, ты милей рассудка памяти...
Толковый словарь Даля
3.
  па́мятьсущ., ж., употр. очень частоМорфология: (нет) чего? па́мяти, чему? па́мяти, (вижу) что? па́мять, чем? па́мятью, о чём? о па́мяти1. Памятью называют способность запоминать какую-то информацию, события, факты, впечатления и т. д., хранить их в сознании. Память человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% из того, что он видит, и 10% из того, что он слышит.2. Если у вас хорошая память на лица, стихи и т. д., значит, вы хорошо запоминаете (храните в сознании и можете вспомнить через какое-то время) лица, стихи и т. д. Обладая прекрасной памятью на лица, он мог узнать человека, с которым говорил в очереди к зубному врачу пять лет назад.3. Зрительная память — это способность запоминать то, что вы видите. Покажите ребёнку десять предметов, попросите его отвернуться и замените один предмет, после чего предложите ребёнку сказать, что изменилось — это упражнение помогает развивать зрительную память.4. Если человек потерял память, значит, в результате несчастного случая или болезни он забыл (полностью или частично) то, что помнил и знал раньше. Во время войны дедушка был тяжело ранен и на время потерял память — не мог вспомнить,...
Толковый словарь Дмитриева
4.
  ж.1) Способность запоминать, сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления.2) Запас впечатлений, хранящихся в сознании и могущих быть воспроизведенными.3) а) Воспоминание о ком-л. или чем-л.б) То, что напоминает о ком-л., чем-л.4) устар. Воспоминания об умершем в день смерти кого-л. (обычно отмечаемый религиозными обрядами).5) Способность мыслить, рассуждать, отдавать отчет в своих поступках, чувствах; сознание. ...
Толковый словарь Ефремовой
5.
  ПА́МЯТЬ -и; ж.1. Способность запоминать, сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. Хорошая п. на числа. Зрительная п. П. на людей. П. на лица. Потерять память. П. отшибло. Памяти нет. П. изменяет. // Запас хранимых в сознании впечатлений. Врезаться в п. Изгладиться из памяти. Вычеркнуть из памяти. Записать для памяти. Держать в памяти. Мелькать в памяти. Копаться в памяти. Врезаться в п. Провал в памяти.2. Воспоминание о ком-, чём-л. Оставить неизгладимую п. Приходить на п. (кому-л.). Вспоминаться, напоминать. // чья. Воспоминание об умершем. Светлая п. погибших героев. Чтить, сохранять п. чью-л., кого-л. Увековечить п. чью-л., кого-л. Отмечать п. чью-л., кого-л. Быть верным памяти кого-л., чьей-л. Изменять памяти чьей-л., кого-л. // О том, что (кто) является напоминанием о ком-л., о каком-л. событии, происшествии и т.п. Оставить п. о ком-, чём-л. Вечер памяти известного поэта.3. Способность осмысленно воспринимать окружающее, отдавать отчёт в своих поступках, чувствах; сознание. Лишиться памяти. Хотя больной тяжело страдал, но был в памяти. Прийти в п. Быть в памяти. Быть без памяти. Быть в полной памяти.4. В России 16 17 вв.: вид служебной переписки....
Толковый словарь Кузнецова
6.
  познавательный процесс, обеспечивающий запечатление, хранение и воспроизведение опыта. Многие исследователи, чтобы подчеркнуть функции памяти, предпочитают пользоваться терминами "запоминание" и "забывание" и избегают общего термина "память".Теории забывания. В объяснении феномена забывания сложились две противоположные теории. Согласно одной из них, гипотезе неупотребления, забывание является следствием постепенного разрушения со временем нейрофизиологических следов того, что было выучено. Запоминание, напротив, связано с сохранением таких следов. У этой теории немного сторонников, хотя сама идея неупотребления все еще присутствует, иногда неявно, в ряде трактовок памяти. Значительно более распространена теория интерференции, по которой объем забытого (соответственно сохраненного) материала определяется степенью взаимодействия вновь поступившей информации с уже сложившимися привычками и имеющимися знаниями. Возможно, эти две гипотезы в каких-то случаях одновременно приложимы к описанию работы памяти.Измерение запоминания. Обычно при измерении памяти исследуются разные стороны этого процесса, в том...
Энциклопедия Кольера
7.
  -и, ж. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. Моторная п. (память-привычка). Эмоциональная п. (память чувств). Образная п. Врезаться в п. (хорошо запомниться). Свежо в памяти (еще хорошо помнится). Это на его памяти (о чём-н. отдалённом: он это помнит, был свидетелем происходившего). Прийти на п. (вспомниться). Короткая п. у кого-н. (быстро забывает; обычно о том, кто не хочет помнить, вспоминать что-н.; неодобр.). 2. То же, что воспоминание о ком-чём-н. Хранить п. о событии. Прежний начальник оставил по себе плохую п. 3. То, что связано с умершим (воспоминания о нём, чувства к нему). Посвятить книгу памяти учителя. Верна памяти мужа. Вечная п. кому-н. (пожелание, чтобы долго, вечно помнили кого-н. умершего). 4. памяти кого-чего, в знач. предлога с род. п. В честь (кого-н. умершего или какого-н. важного события в прошлом). Турнир памяти Алёхина. Вечер памяти героев. * В память кого-чего, в знач. предлога с род. п. — в честь (умершего), для сохранения памяти о ком-чём-н. Торжественная встреча в память погибших. В память о кам-чём, в знач. предлога с предл. п. — то...
Толковый словарь Ожегова
8.
  памяти, мн. нет, ж. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. Острая память. Рыцари хотят послушать твоих песен, оли страх не отшиб у тебя памяти. Пушкин. Память может изменить вам. Чернышевский. Зрительная память. Находясь в здравом уме и твердой памяти (формула завещания; устар.). Лишиться памяти. || Запас хранимых в сознании впечатлений. Ушло из памяти. Свежо в памяти. Врезаться в память. 2. Воспоминание о ком-чем-н. Чтить память борцов за революцию. Оставил по себе добрую память. В память наших встреч. Памяти какого-н. святого, а также самый этот день (церк.). день памяти или память Александра Невского. || Поминание умершего в день его смерти, а также самый этот день (разг. церк.). Память по отце. Сегодня память отца. 4. Запись или книжечка с записями о чем-н., что нужно помнить (устар.). 5. Деловое отношение, предписание (старин.). без памяти (разг.) 1) забывая всё, до потери сознания. И все-таки я вас без памяти люблю. Грибоедов. Бежали от них без памяти. А.Н. Толстой. 2) в знач. сказуемого, быть в восхищении, в восторге от кого-н. Он от нее без памяти. 3) без чувств, без сознания. Лежит без памяти. В памяти (разг. устар.) в...
Толковый словарь Ушакова

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины