Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - суждение

Суждение

суждение

(judicium) — так называется связь (синтез), в которую сознание ставит свои элементы (представления, понятия) с целью объективного познания. От самого акта С. следует различать его выражение (enunciatio); обыкновенно С. называют самый результат сознательного синтеза, т. е. словесное выражение его, но это неправильно, ибо представляет смешение акта с его обнаружением, причем самое обнаружение понято слишком узко; С. может быть выражено и не в словах, а, напр., в знаках, в музыкальных звуках, в математической формуле. Различные определения суждения могут быть сведены к двум: формальному и индуктивному. Формальное определение рассматривает С. как отношение между двумя понятиями (или представлениями), причем это отношение может быть различным, а именно одно понятие может включать в себя другое, или может выражать лишь сравнение, или, наконец, может утверждать уравнение двух понятий, заключенных в С. (ср. учение о квантификации суждения английских логиков). Индуктивная логика рассматривает С. как выражение действительного сосуществования, или преемственности идей. Формальное определение обращает большее внимание на субъективный процесс, выражающийся в С., индуктивное — исключительно на объективную цель, содержание С. В каждом С. мы различаем те два (или более) элемента сознания, которые ставятся в связь, и самый синтез их; в предложении эти элементы носят название подлежащего, сказуемого и связки. Безличных С. нет; бывают лишь безличные предложения. С., в сущности, есть единственный предмет логики, так как умозаключение есть не что иное как осложнение и распространение С., а понятие есть лишь результат деятельности С.; потому изложение логики следовало бы начинать с учения о С. Обычное деление С.: а) по их происхождению — на априорные и апостериорные (априорные — всеобщи и необходимы и не заимствованы из опыта; апостериорные — случайны и заимствованы из опыта); b) по характеру проявляемой в них деятельности сознания — на аналитические и синтетические (синтетическими С. называются такие, в которых в сказуемом прибавляется новый признак, не имеющийся в подлежащем; аналитическими же — такие, в которых сказуемое повторяет лишь признак, заключенный уже ранее в подлежащем); с) по обширности их содержания — на общие, частные, единичные; d) по степени уверенности, с которой известное С. выражается (или по модальности), — на действительные, возможные и необходимые; e) по составу — на простые и сложные (те и другие могут быть категоричными, условными и разделительными); f) по характеру — на утвердительные, отрицательные и бесконечные (в которых отрицание относится не к сказуемому, а к логическому подлежащему); g) по взаимоотношению — на С. подчиненные, противоречащие, противоположные (об этом ср. Силлогизм); h) наконец, по их содержанию, или смыслу. Это обычное деление С. принадлежит главным образом Канту. Деление С. на априорные и апостериорные, на аналитические и синтетические касается гносеологии, а не логики; это деление затрагивает самые важные вопросы теории познания, которые в данном случае решены в смысле критической философии; между тем, эмпирик не станет признавать априорных С., считая все суждения одинаково вытекающими из опыта; точно так же психолог признает все С. синтетическими и будет утверждать, что даже в тождественном С. (напр. человек есть человек) определяющее обозначает не то же, что обозначаемое, а старается обратить внимание на какую-либо сторону логического подлежащего. Исчерпать содержание, или смысл, С. можно только в том случае, если с определенной философской точки зрения будут установлены категории, или высшие сказуемые; таким образом, и это деление не относится непосредственно к логике, а принадлежит философии. Чисто логическим характером деления суждений отличаются те, которые обозначены выше под буквами с, d, e, f, g.

Э. Р.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон

1890—1907

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  суженый, см. судить ...
Толковый словарь Даля
2.
  сужде́ниесущ., с., употр. сравн. частоМорфология: (нет) чего? сужде́ния, чему? сужде́нию, (вижу) что? сужде́ние, чем? сужде́нием, о чём? о сужде́нии; мн. что? сужде́ния, (нет) чего? сужде́ний, чему? сужде́ниям, (вижу) что? сужде́ния, чем? сужде́ниями, о чём? о сужде́ниях1. Суждением называется чьё-либо мнение о чём-либо, о ком-либо. Правильное, верное, ошибочное суждение. | Высказывать своё суждение. | Иметь, составить суждение о ком-либо, о чём-либо. | Вынести собственное суждение о чём-либо. | «Большой и оригинальный талант», — таково было общее суждение о новом писателе и его книгах.2. В философии, риторике суждением называется форма мышления, представляющая собой сочетание, совмещение понятий, одно из которых определяется, раскрывается через другое. Логическое, оценочное суждение. | Ложное суждение. | По мнению Андрея Белого, суждение «форма есть содержание» является символическим.Толковый словарь русского языка ДмитриеваД. В. Дмитриев.2003 ...
Толковый словарь Дмитриева
3.
  ср.1) а) Мнение о чем-л.б) Заключение, решение.2) Форма мышления, представляющая собою сочетание понятий, одно из которых субъект определяется и раскрывается через другое предикат (в логике). ...
Толковый словарь Ефремовой
4.
  СУЖДЕ́НИЕ -я; ср.1. Мнение, заключение о чём-л.; взгляд на что-л. С. об искусстве. Высказывать своё с. Самостоятельность суждений. Каково ваше с. по этому поводу? Резкие суждения. Иметь, составлять с. о ком-л. Не иметь определённого суждения о чём-л.2. Лог. Мыслительное действие с понятиями, когда одно из них (субъект) определяется, описывается через другое понятие (предикат); например: "Все люди смертны", "Зима самое холодное время года", "Железо ковко".Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998 ...
Толковый словарь Кузнецова
5.
  -я, ср. 1. В логике: форма мышления, представляющая собой сочетание понятий, из к-рых одно (субъект) определяется и раскрывается через другое (предикат). 2. Мнение, заключение (книжн.). Высказывать своё с. Каково ваше с. по этому поводу? ...
Толковый словарь Ожегова
6.
  суждения, ср. 1. только ед. Действие по глаг. судить в 1 знач., обсуждение (книжн. устар.). С общего сужденья приговорили. Крылов . Длительное суждение о деле. 2. Мнение. заключение. Не смею моего сужденья произнесть. Грибоедов . В мои лета не должно сметь свое суждение иметь. Грибоедов . 3. В логике форма мышления, представляющая собою сочетание понятий, из к-рых одно (предикат) определяет и раскрывает содержание другого (субъекта; филос.). Настало время, говорит Энгельс, когда человеческий мозг развился настолько, что мог высказать суждение: трение есть источник теплоты. ...
Толковый словарь Ушакова

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины