Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - свойство
Свойство
(affinitas) — так называется отношение близости между лицами, возникающее, в противоположность родству, не из происхождения, а из брачного союза, соединяющего два рода (С. двухродное), или из двух брачных союзов, соединяющих три рода (С. трехродное). Вследствие брака супруг вступает в С. с кровными родственниками другого супруга, а также кровные родственники одного супруга вступают в С. с такими же родственниками другого супруга — это двухродное С. Если же кто-либо, овдовев, женится во второй раз, а дочь его от первого брака выходит замуж, то между мачехой и мужем падчерицы имеется трехродное С. Для определения большей или меньшей близости С. существуют, как и для родства, технические приемы счисления степеней: если нужно определить степень С. между одним супругом и кровными родственниками другого, то сначала определяется степень родства их по отношению к последнему, и эта степень родства принимается за степень С. их в отношении к первому супругу; если же нужно определить степень С. между родственниками одного супруга и родственниками другого, то особо исчисляются степени родства в каждом роде, и сумма степеней родства принимается за искомую степень С. И в трехродном С. в основу счисления точно так же полагается количество рождений. В каноническом праве С. имеет значение как препятствие ко вступлению в брак лиц, состоящих в известных степенях С. Объем запрещения браков по С. в разное время изменялся. Ветхий Завет воспрещал по С. вступать в брак: свекру со снохой, деверю с невесткой, отчиму с падчерицей и ее дочерью, а также с дочерью пасынка, зятю с тещей. В христианской церкви, на трулльском соборе, определено было не допускать браков в первых четырех степенях двухродного С.; но мало-помалу запрещены были в византийской церкви браки даже до 7 степени С. В трехродном С. по римскому праву запрещался брак в первой степени, т. е. отчима с женой пасынка и мачехи с мужем падчерицы; впоследствии византийское церковное право довело запрещение браков в трехродном С. до 4-й степени. Реформация отвергла сложное каноническое законодательство о препятствиях к браку по С.; евангелические церковные уставы возвратились, большей частью, к постановлениям ветхозаветного закона. По действующему германскому имперскому законодательству воспрещаются браки между свекром и снохой и между зятем и тещей, а также браки с мачехой или отчимом, т. е. только в первой стенени С. В России относительно препятствий к браку по С. действовали сложные византийские постановления, часто смягчавшиеся. В 1810 г.
было разъяснено, что пределы брачных запрещений в двухродном С. должны быть проводимы на основании ветхозаветного закона и 54 пр. трулльского собора, именно до четырех степеней включительно. Указами синода 1841 и 1859 гг. разъяснено, что в трехродном С. безусловным и неустранимым препятствием, т. е. препятствием, разрывающим брак, признается лишь первая степень С.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1249 | |
2 | 1145 | |
3 | 1076 | |
4 | 1072 | |
5 | 867 | |
6 | 676 | |
7 | 633 | |
8 | 620 | |
9 | 618 | |
10 | 607 | |
11 | 586 | |
12 | 575 | |
13 | 568 | |
14 | 563 | |
15 | 557 | |
16 | 554 | |
17 | 543 | |
18 | 534 | |
19 | 509 | |
20 | 508 |