Энциклопедия европейского искусства - дюшан
Связанные словари
Дюшан
дюшан
, Марсель (Duchamp, Marcel) 1887, Блэнвиль — 1968, Нёйи-сюр-Сен. Французский художник. Начал заниматься живописью с 1902. В 1904 прибыл в Париж, где обучался в Академии Жюлиана. В ранних работах осваивал приемы постимпрессионизма и фовизма (Отец художника, 1910; Игра в шахматы, 1910; Куст, 1910—1911, все — Филадельфия, Музей искусств). В 1911—1913 сформировал вместе со своими братьями Жаком Вийоном и Реймоном Дюшан-Вийоном группу "Пюто" — объединение художников, продолжавших новаторские начинания аналитического кубизма. Пластическими средствами кубизма (дробление форм, взаимоналожение мелких граней и плоскостей) Дюшан стремился передать движение, что сближает его живопись начала 1910-х с исканиями футуристов. Двоящиеся, наслаивающиеся друг на друга объемы фиксируют, как в хронофотографии, разные фазы движения фигуры (Грустный молодой человек в поезде, 1911—1912, Венеция, фонд П. Гуггенхейм; Портрет, или Дульсинея, 1911; Обнаженная, спускающаяся по лестнице № 2, 1912; Король и королева в окружении быстрых обнаженных, 1912, все — Филадельфия, Музей искусств). В последующих работах сложные живописные структуры вытесняются лаконичными, жесткими машиноподобными формами, создающими противоречивые соотношения объема и плоскости (Новобрачная, 1912; Дробилка для шоколада, 1914, обе — Филадельфия, Музей искусств). В 1913—1914 Дюшан, разочаровавшись в живописи, показал на выставках свои первые реди-мейд — промышленные изделия, обретающие в контексте экспозиции характер неутилитарной, отвлеченной формы (Велосипедное колесо, 1913; Сушилка для бутылок, 1914). Эти акции знаменуют начало дадаистского периода в творчестве художника. В 1915 Дюшан прибыл в Нью-Йорк, где вместе с Пикабиа и Мэн Реем основал группировку дадаистов. В 1915— 1923 работал над композицией под названием Большое стекло: Новобрачная, раздеваемая ее же холостяками (первоначальный вариант, оставшийся незаконченным, разрушен; авторская реконструкция 1936, Филадельфия, Музей искусства). Композиция, выполненная в сложной технике (живопись маслом и лаками по стеклу, коллаж из бумаги, фольги, проволоки), символизирует "сексуальную механику" — циркуляцию инстинктивных желаний и потаенных потоков подсознания. В 1923 Дюшан заявил о своем отказе от художественного творчества и посвятил себя, главным образом, шахматной игре. Однако время от времени он выступал с саркастическими, провокативными манифестациями "антиискусства". Его реди-мейд, сюрреалистические "объекты", инсталляции, вращающиеся конструкции вошли в предысторию таких направлений, как оп-арт, поп-арт, кинетическое искусство, "новый реализм". В 1935—1941 им создан своего рода портативный музей: миниатюрные реплики и репродукции собственных произведений, разложенных в коробки, упакованные в чемодан (Париж, Нац. музей современного искусства). Лишь после смерти художника было обнаружено еще одно его создание, под названием Данности: 1. Водопад. 2. Газовый светильник (1946—1966, Филадельфия, Музей искусств). Эту инсталляцию с вызывающе эротической женской фигурой, распростертой со светильником в руке на фоне странного пейзажа, можно увидеть только в щель ветхой двери, наглухо перекрывающей загадочную сцену. В конце жизни Дюшан приобрел славу первопроходца и стал кумиром нового поколения авангарда, возобновившего экспериментальные начинания дадаизма.Лит.: Duchamp M. Duchamp du Signe. Paris, 1975; Schwarz A. Marcel Duchamp. Paris, 1974; Clair J. Duchamp ou le Grand Fictif. Paris, 1975; Mink J. Marcel Duchamp 1887—1968. Art as Anti-Art. Koln, 1995
В. Крючкова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город
Редактор Л. П. Анурова
2006
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
М., см. в ст. дадаизм.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.) ...Художественная энциклопедия
2.
Дюшан Дюшан(Duchamp) Марсель (1887-1968) Известный французско-американский художник, введший в искусство принципиально новый тип художественного мышления и, соответственно, художественной практики, который он сам обозначил в 1916 г. как «Ready-made» (см.: Реди-мейд). Родился и начал свою художественную деятельность во Франции. С начала 1910-х гг. в живописи и графике прошел увлечения сезаннизмом (см.: Сезанн), фовизмом, символизмом, кубизмом, футуризмом. Его интерес к движущимся механизмам, к динамике формы привел к созданию неких футуро-кубистических полотен (западный аналог русского кубофутуризма), скандально знаменитой из которых стала картина «Обнаженная, спускающаяся по лестнице № 2» (1912, Филадельфийский музей искусств). При лаконизме охристой цветовой гаммы (любимой гаммы Д.) художник стремился передать в картине самую энергетику движения кубистически изображенного тела. В дальнейшем в работе над этим стилистическим рядом он усиливает механистически конструктивную выявленность структуры за счет снижения динамизма («Новобрачная», 1912, Филадельфийский музей искусств). Этим рядом картин Д. стирает различие между органической...Энциклопедия культурологии
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 541 | |
2 | 519 | |
3 | 516 | |
4 | 497 | |
5 | 489 | |
6 | 488 | |
7 | 479 | |
8 | 464 | |
9 | 462 | |
10 | 459 | |
11 | 456 | |
12 | 455 | |
13 | 453 | |
14 | 440 | |
15 | 440 | |
16 | 435 | |
17 | 431 | |
18 | 430 | |
19 | 427 | |
20 | 408 |