Энциклопедия европейского искусства - джулио романо
Связанные словари
Джулио романо
джулио романо
(Giulio Romano), наст. имя Джулио Пиппи Ок. 1499, Рим — 1546, Мантуя. Итальянский живописец, архитектор и декоратор. Мастер римской школы. С 1509 ученик, а позже — главный помощник Рафаэля. Работал в Риме и Мантуе (с 1524). Придворный архитектор и живописец мантуанского маркиза Федерико Гонзага. Уроженец Рима и прекрасный знаток его древних памятников, Джулио Романо участвовал в работе над рядом поздних картин Рафаэля (Шествие на Голгофу, ок. 1517, Мадрид, Прадо; Преображение, 1519—1520, Ватикан, Пинакотека); вместе с Пенни осуществлял росписи по рисункам Рафаэля в Станце дель Инчендио (ок. 1517, Ватикан) и лоджии Психеи (ок. 1519, Рим, вилла Фарнезина); участвовал в росписях Лоджий Рафаэля (1518—1519, Ватикан). После смерти Рафаэля завершил декорировку виллы Мадама и другие неоконченные работы мастера. Восприняв многие элементы стиля Рафаэля, свойственную ему культуру рисунка, его богатейший репертуар пластически совершенных поз, жестов, контрапостов, Джулио Романо уже в первых самостоятельных работах проявил склонность к их внешне эффектному, театрализованному использованию, к утяжелению, перенасыщенности композиций, плотно заполненных множеством фигур, к преобладанию иллюстративного начала (Росписи зала Константина, 1520—1524, Ватикан). Уже в годы работы в мастерской Рафаэля у Джулио Романо сложилась характерная жесткая живописная манера с резкими контурами и темными, непрозрачными тенями, присущая его многочисленным алтарным картинам римского периода (Мученичество св. Стефана, до 1523, Генуя, церковь Санто Стефано; Мадонна с кошкой, ок. 1523, Неаполь, Нац. музей и галереи Каподимонте; Св. Семейство, ок. 1524, Рим, церковь Санта Мария дель Анима, и др.). Мантуанский период творчества Джулио Романо связан главным образом со строительством, живописной и стукковой декорацией обширной летней резиденции мантуанских маркизов палаццо дель Те (1525—1535). Построенный по проекту Джулио Романо дворец, первоначально окруженный с четырех сторон каналами и представляющий в плане квадрат с большим внутренним двором, имеет 9 парадных помещений, декорированных Джулио Романо с многочисленными помощниками (Приматиччо, Ринальдо Мантовано и др.). Росписи Джулио Романо, представляющие один из самых обширных светских ансамблей XVI в., включают ряд новых для итальянской монументально-декоративной живописи моментов — от разбивки плафона на ряд отдельных, заключенных в ромбы, квадраты, восьмиугольники композиций, симметрично расположенных вокруг центральной сцены (зал Амура и Психеи), до парадоксального решения зала Гигантов с его иллюзионистическими эффектами, где вокруг зрителя от молний парящего в облаках на сводах Зевса рушатся колонны, оседают своды, трескается кирпичная кладка величественных зданий, придавливающих фигуры чудовищных гигантов. Работы Джулио Романо в Мантуе представляют классический образец римского варианта сформировавшегося в Италии 1520-х маньеризма, чье появление было связано с кризисом флорентийско-римского Высокого Возрождения. В то же время работы в Мантуе Джулио Романо способствовали широкому распространению в Северной Италии ряда изобразительных принципов флорентийско-римской школы, оказали влияние на творчество венецианских мастеров, в частности, на Тициана и Веронезе.Лит.: Hartt F. Giulio Romano. New Haven, 1958. Vol. 1—2.
И. Смирнова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город
Редактор Л. П. Анурова
2006
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
ДЖУЛИО РОМАНО (Giulio Romano) (наст. имя и фам. Джулио Пиппи, Pippi) (1492 или 1499-1546), итальянский архитектор и живописец. Сложная по формам, контрастная по пространственной композиции архитектура Джулио Романо (Палаццо дель Те в Мантуе, 1525-34), фрески, религиозные и мифологические картины свидетельствуют об отходе от классических принципов Возрождения. ...Большой энциклопедический словарь
2.
(Giulio Romano; собственно Джулио Пиппи, Pippi) (1492 или 1499 1546), итальянский архитектор и живописец. Ученик Рафаэля. Совместно с учителем выполнил росписи Станц и Лоджий Ватикана и виллы Фарнезина, завершил росписи виллы Мадама (1521) в Риме. С 1524 работал при дворе герцогов Гонзага в Мантуе. Эволюционировал к маньеризму. Живописным произведениям Джулио Романо присущи перегруженность композиции, усложнённость ракурсов, холодная отвлечённость образов (росписи в Палаццо дель Те в Мантуе, 1525-34; "Рождество", Лувр). В архитектуре сочетал подчёркнутую пластичность и контрастность форм с неожиданными внешними эффектами (Палаццо Дукале в Мантуе, 1538-39), создал один из ранних примеров пространственной осевой композиции (Палаццо дель Те в Мантуе, 1525-34).Литература: Loukomski G., Jules Romains, P., 1930; Hartt F., Giulio Romano, v. 1-2, New Haven, 1958; Tibaldi U., II palazzo Те a Mantova, (Bologna), 1967. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.) ...Художественная энциклопедия
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 541 | |
2 | 519 | |
3 | 515 | |
4 | 497 | |
5 | 489 | |
6 | 488 | |
7 | 479 | |
8 | 464 | |
9 | 462 | |
10 | 459 | |
11 | 456 | |
12 | 455 | |
13 | 452 | |
14 | 440 | |
15 | 439 | |
16 | 435 | |
17 | 430 | |
18 | 430 | |
19 | 427 | |
20 | 408 |