Энциклопедия европейского искусства - фонтана
Связанные словари
Фонтана
фонтана
, Лучио (Fontana, Lucio) 1899, Санта Фе, Аргентина — 1968, Варезе. Итальянский живописец и скульптор. Родился в семье итальянского скульптора Луиджи Фонтана. В 1905 семья переехала из Аргентины в Милан, где будущий художник обучался скульптуре сначала в мастерской отца, а затем в Академии Брера (1928—1930). В 1930 на своей первой персональной выставке показал абстрактные скульптуры. В серии Черных скульптур (1931) расположенные уступами терракотовые формы покрыты гравированными фигурами (сграффито). В Италии Фонтана стал лидирующей фигурой в пропаганде абстрактного искусства и в 1935 при посещении Парижа вступил в объединение "Абстракция—Творчество". В поисках новых пространственных форм он экспериментировал с разными материалами — фарфором, керамикой, стальной проволокой, пластмассами, стеклом, железобетоном. В 1939—1947 пребывал в Аргентине, где выпустил Белый манифест (1946), в котором отстаивал принципы синтеза искусств на основе современных научно-технических достижений. Вернувшись в Милан, опубликовал Технический манифест спациализма (1947), заложивший теоретическую основу нового направления. Программа спациализма осуществлялась художником, прежде всего, в картинах под общим названием Пространственные концепции, где на ровно окрашенные или не тронутые краской холсты, металлические и другие поверхности наносились разнообразные надрезы, разрывы, пробоины, глубокие царапины (Пространственная концепция. Ожидание, 1958; Пространственная концепция, 1960; обе — Париж, Нац. музей современного искусства; Пространственная концепция, 1960—1961, Кёльн, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг). Эти разрезы ("тальи"), по замыслу Фонтана, разрывали однородную плоскость, обеспечивая выход в окружающее пространство. Прорывы в глубину создаются резким жестом художника, в котором запечатлевается энергия его движения. Принцип выхода формы в окружающее пространство осуществлялся им и в скульптуре (растрескавшиеся сферы, серия Камни с пробитыми в них отверстиями), а также в неоновых инсталляциях.Лит.: Crispolti E., Van der Marck J. Lucio Fontana: Catalogue raisonne des peintures, sculptures et environnements spaciaux. Bruxelles, 1974; Lucio Fontana: Catalogue de l’exposition. Paris, Centre Pompidou, 1987.
В. Крючкова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город
Редактор Л. П. Анурова
2006
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 539 | |
2 | 517 | |
3 | 513 | |
4 | 496 | |
5 | 488 | |
6 | 486 | |
7 | 477 | |
8 | 463 | |
9 | 459 | |
10 | 457 | |
11 | 455 | |
12 | 453 | |
13 | 450 | |
14 | 437 | |
15 | 437 | |
16 | 433 | |
17 | 429 | |
18 | 429 | |
19 | 426 | |
20 | 405 |