Энциклопедия европейского искусства - фонтебассо
Связанные словари
Фонтебассо
фонтебассо
, Франческо (Fontebasso, Francesco) 1709, Венеция — 1769, Венеция. Итальянский живописец, мастер венецианской школы. Ученик С. Риччи и последователь Дж. Б. Тьеполо. С 1736 член Академии художеств Венеции, профессор кафедры рисунка. В 1730-е посетил Болонью и Рим, где познакомился с работами мастеров болонской и римской школ, работал в Тренто. Стал одним из главных проводников идеалов неоклассицизма в Венето. В картинах Антиох и Стратоника; Великодушие Сципиона (обе — Будапешт, Музей изобразительных искусств) большие удлиненные фигуры мифологических и исторических героев трактованы с подчеркнутым пластицизмом художников Болоньи и Рима. Театральные, полные патетики жесты напоминают манеру С. Риччи и Дж. А. Пеллегрини. Пятна желтого цвета и бело-голубых интенсивных теней диссонируют с общим красновато-коричневым колоритом. Длительное время полотна Фонтебассо Явление Мадонны св. Антонию Падуанскому и Св. Павел и св. Франциск (Бордо, Музей изящных искусств) считались работами С. Риччи. Несвойственная венецианской живописной манере суховатость в трактовке фигур ощутима и в монументальных работах Ф. Фонтебассо (фреска плафона, Венеция, палаццо Контарини; фреска Явление Мадонны Аврааму, 1750-е, Венеция, церковь деи Джезуити). Фонтебассо одним из первых обратился к гризайли, исполнив в этой технике роспись плафона палаццо Фарсетти на Большом канале. Он изобразил здесь много аллегорических фигур, символизирующих триумф знатного патрицианского рода, и разместил их, следуя эмилианской традиции, у нижнего края фрески. Однако уподобленные скульптурным изваяниям фигуры при рассмотрении снизу кажутся бутафорскими и бесплотными, как и вся роспись, лишенная главного качества — яркой и праздничной красочности. В сопоставлении с ранними работами Фонтебассо 1730-х, например, с его лучшими фресками Диана и Эндимион или Суд Париса (обе — Венеция, палаццо Бальду), исполненными в светлой колористической гамме (своей непосредственностью и лиризмом они напоминают произведения Тьеполо в Архиепископском дворце в Удине), монохромные гризайльные росписи палаццо Фарсетти выглядят более безжизненными. Фонтебассо был приглашен также Екатериной II в Санкт-Петербург для работы над росписями в Зимнем дворце.Лит.: Pullucchini R. La pittura veneziana del Settecento. Venezia; Roma, 1960; Precerutti-Garberi M. Affreschi settecenteschi delle ville venete. Milano, 1968.
Е. Федотова
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город
Редактор Л. П. Анурова
2006
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 541 | |
2 | 519 | |
3 | 515 | |
4 | 497 | |
5 | 489 | |
6 | 488 | |
7 | 479 | |
8 | 464 | |
9 | 462 | |
10 | 459 | |
11 | 456 | |
12 | 455 | |
13 | 452 | |
14 | 440 | |
15 | 439 | |
16 | 435 | |
17 | 430 | |
18 | 430 | |
19 | 427 | |
20 | 408 |