Энциклопедия европейского искусства - санчес котан
Связанные словари
Санчес котан
санчес котан
, Хуан (Sanchez Cotan, Juan) 1561, Оргас, близ Толедо — 1627, Гранада. Испанский живописец. Учился в Толедо у художника Блас дель Прадо, известного своими натюрмортами (не сохранились). До 1603 жил в Толедо, с 1604 — в Гранаде, где принял монашество ордена картезианцев; совершил поездку в Мадрид. Творческая деятельность проявилась наиболее активно в период между 1615—1617, когда для монастыря картезианцев в Гранаде он создал картины, посвященные истории ордена и его известным деятелям. В наследии художника религиозные композиции, следовавшие архаизирующей традиции позднего маньеризма мастеров Эскориала и вместе с тем отмеченные простодушной и наивной набожностью (Мадонна с Младенцем, Непорочное зачатие, обе — Гранада, Музей изящных искусств), имели второстепенное значение. В историю европейской живописи XVII в. Санчес Котан вошел как создатель особого типа испанского натюрморта, называемого "бодегон" (исп. bodegon — харчевня, съестная лавка), включавшего также фигуры торговцев, кухарок, сцены завтраков. Картины Санчеса Котана, написанные в первые годы XVII в. в жанре собственно натюрморта, известны современной науке всего несколькими образцами (1602, Мадрид, Прадо; 1602, Калифорния, Сан-Диего, Музей; Цюрих, частное собрание; Гранада, Музей изящных искусств). Небольшой набор изолированных друг от друга пластически осязательных предметов, иногда подвешенных на тонких веревках и словно выталкиваемых фоном — черным провалом окна, резкие контрасты света и тени, крупные пятна цвета свидетельствуют о претворении традиций караваджизма. Яркая национальная самобытность испанского мастера воплощена в подчеркнутой непритязательности представленных предметов народного обихода (чаще всего это овощи и фрукты — айва, капуста, дыня, огурец, ветка лимонов, тыква, горстка моркови, связка дичи), в аскетически суровом изобразительном строе; принцип монотонной и, казалось бы, элементарной рядоположенности соседствует с точным ощущением пластической формы, равновесия, ритма, продуманности композиции. Каждый предмет вполне реален, даже прозаичен и вместе с тем своеобразно героизирован, монументален, недаром натюрморты Санчеса Котана порождают впечатление некой художественной гиперболы. Тип "бодегона", созданный Санчес Котаном, получил дальнейшее развитие в творчестве Сурбарана, Веласкеса и других мастеров испанской живописи XVII в.Лит.: Bergstrom J. Maestros espanoles de bodegones del siglo XVII. Madrid, 1970; Torres Martin R. La naturaleza muerte en la pintura espanola. Barselona, 1971; Perez Sanchez A. E. Caravaggio y el naturalismo espanol. Catalogo de la Exposition. Sevilla, 1973.
Т. Каптерева
Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город
Редактор Л. П. Анурова
2006
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 541 | |
2 | 519 | |
3 | 516 | |
4 | 497 | |
5 | 489 | |
6 | 488 | |
7 | 479 | |
8 | 464 | |
9 | 462 | |
10 | 459 | |
11 | 456 | |
12 | 455 | |
13 | 452 | |
14 | 440 | |
15 | 440 | |
16 | 435 | |
17 | 430 | |
18 | 430 | |
19 | 427 | |
20 | 408 |