Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальный словарь - баркарола

Баркарола

баркарола

Итальянское слово «barka» означает лодка. Производное от него баркарола песнь лодочника. Возможно, кто-нибудь удивится: зачем это песням, которые поют лодочники, давать особое название! Ведь они могут петь то же, что и все... А вот и нет. Песни эти необычные, как необычны и лодочники, их исполняющие. Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции.

Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы песни лодочников-гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн.

Композиторам полюбился мягкий песенный ритм баркаролы (иногда ее называют гондольера}, и вот вслед за венецианскими народными песнями появились баркаролы, созданные композиторами разных стран, баркаролы вокальные и фортепианные. У Мендельсона мы находим Баркаролу в его «Песнях без слов», у Чайковского в сборнике «Времена года», это пьеса «Июнь».

Баркаролы писали Глинка, Шопен, Рахманинов, Лядов. А из вокальных баркарол самая известная и самая необычная написана Римским-Корсаковым. Это «Песнь Веденецкого гостя» в опере «Садко». В старину на Руси Венецию называли Веденец, и для венецианского купца веденецкого гостя композитор сочинил арию в ритме и характере народной венецианской песни, баркаролы.

.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (итал. barcarola, от bаrса лодка; франц. barcarolle, нем. Barkarole) первоначально песня венецианских гондольеров (наз. также гондольерой), "песня на воде". Для нар. Б. типичны размер 6/8, мягкое, "колеблющееся" движение мелодии, монотонный ритмич. рисунок сопровождения, ассоциирующийся с ударами вёсел, покачиванием лодки на волнах, минорный лад. Характер Б. лирич., нередко с оттенком меланхолии или светлой мечтательности.В 18 в. Б. стала жанром проф. музыки; особое распространение получила в 19 в. В таких Б. нек-рые типические признаки нар. Б. иногда отсутствуют (например, используются мажорный лад, размер 12/8, 3/4 и т. п.).Начиная с оперы "Венецианский праздник" А. Кампра (1710), Б. применялась в операх гл. обр. итал. и франц. композиторов Дж. Паизиелло, Ф. Герольда ("Цампа"), Ф. Обера ("Немая из Портичи", "Фра-Дьяволо" и др.), Дж. Россини ("Вильгельм Телль"), Ж. Оффенбаха ("Сказки Гофмана") и др. Б. как жанр камерн. вок. музыки представлена в творчестве Ф. Шуберта ("Баркарола", "Любовное счастье рыбака"), Ф. Мендельсона-Бартольди, М. И. Глинки ("Уснули голубые"). Имеются и хоровые Б. у Ф. Шуберта ("Гондольер"), И. Брамса (в "Двадцати романсах и песнях для женского хора", ор. 44). Мн. Б....
Музыкальная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины