Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальный словарь - челеста

Челеста

челеста

К своей музыкальной сказке «Кикимора» композитор Лядов дал такое предисловие: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастет Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной.

Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной». В музыке воплощено все, о чем рассказывает предисловие: и сказки кота-баюна, и стук и гром, свист и шип Кикиморы... А хрустальную колыбельку композитор изобразил звучанием челесты.

Звук ее действительно будто хрустальный: высокий, нежный и звенящий. Челеста (по-итальянски небесная, прозрачная) похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки. Диапазон челесты четыре октавы, начиная от до первой. Челеста совсем молодой инструмент. Она появилась в 1788 году, а в оркестр пришла позднее. Одним из первых, в 1891 году, ее применил Чайковский: в балете «Щелкунчик» он поручил челесте сопровождать танец феи Драже. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (итал. celesta, от celeste небесный) пластиночный ударно-клавишный муз. инструмент. Получил назв. от нежного, серебристо-певучего, "небесного" звука, похожего на звук колокольчика. Состоит из деревянного корпуса (сходного с корпусом пианино или фисгармонии), упрощённой фп. механики и набора металлич. пластинок или трубок, укреплённых в корпусе на резонаторах. Диапазон с1 с5, нотируется на октаву ниже действит. звучания; звукоряд хроматический. Происходит от т. н. камертоновых клавиров, в к-рых источником звука служили наборы камертонов (изобретены лондонским мастером Ч. Клаггетом в 1788). Ч. была изготовлена парижской фирмой "О. Мюстель" (патент 1886) и вскоре введена (для особых эффектов) в симф. оркестр (баллада "Воевода", 1891, опера "Щелкунчик", 1892, Чайковского и др.). Встречается и в партитурах современных композиторов; нотируется между партиями ксилофона и арфы.Литература: Рогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 4, М., 1956; Berlioz H., Grand traitй de l'instrumentation et orchestration modernes, P., 1844 (рус. пер.: Берлиоз Г., Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке, ч. 2, М., 1972, с. 483).А. М. Мирек. ...
Музыкальная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины