Музыкальный словарь - фантазия
Связанные словари
Фантазия
фантазия
«Аренский. Фантазия для фортепиано с оркестром на темы былин Рябинина». «Увертюра-фантазия "Франческа да Римини"». В этих названиях присутствует одно и то же слово фантазия. Что же это означает? Собственно, что оно означает, все вы прекрасно знаете. Не раз приходится слышать любому, еще не достигшему взрослого возраста человеку: «Вот еще фантазии какие!», «Брось свои фантазии», «Ах, ты, фантазер»... И почти всегда это звучит с укоризной.Греческое слово phantasia переводится как «воображение». Мы привыкли употреблять его в значении причуда, вымысел. В музыке же фантазиями стали называть произведения, своеобразные по форме, не укладывавшиеся в рамки традиционных форм. «Он фантазирует», говорили иной раз об импровизаторе. Так, в творчестве И. С. Баха фантазиями предварялись порою органные фуги.
Фантазии писали Моцарт, Бетховен, Шопен. В XIX веке фантазии появились в программной музыке, там, где логика ее развития должна соответствовать литературной программе. Такова «Франческа да Римини» Чайковского. Другой распространенный тип музыкальной фантазии произведение, сочиненное на темы, заимствованные композитором; темы народных песен, оперных отрывков и т.
п. Такова Фантазия Аренского. По радио вы можете часто слышать фантазии на темы песен Дунаевского, Соловьева-Седого, на музыку из оперетт и другие подобные этим оркестровые сочинения. .Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
(от греч. pantaoia воображение; лат. и итал. fantasia, нем. Fantasie, франц. fantaisie, англ. fancy, fansy, phancy, fantasy). 1) Жанр инструментальной (изредка вокальной) музыки, индивидуальные черты к-рого выражаются в отклонении от обычных для своего времени норм построения, реже в необычном образном наполнении традиц. композиц. схемы. Представления о Ф. были разными в разные муз.-историч. эпохи, однако во все времена границы жанра оставались нечёткими: в 16-17 вв. Ф. смыкается с ричеркаром, токкатой, во 2-й пол. 18 в. с сонатой, в 19 в. с поэмой и т. д. Ф. всегда связана с распространёнными в данное время жанрами и формами. Вместе с тем произв., называемое Ф., представляет собой необычную комбинацию обычных для данной эпохи "слагаемых" (структурных, содержательных). Степень распространения и свобода жанра Ф. зависят от выработанности муз. форм в данную эпоху: периоды упорядоченного, в том или ином отношении строгого стиля (16 нач. 17 вв., иск-во барокко 1-й пол. 18 в.), отмечены "пышным цветением" Ф.; напротив, расшатывание устоявшихся "твёрдых" форм (романтизм) и особенно появление новых форм (20 в.) сопровождаются сокращением числа Ф. и усилением их структурной организованности....Музыкальная энциклопедия
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1251 | |
2 | 783 | |
3 | 628 | |
4 | 516 | |
5 | 513 | |
6 | 497 | |
7 | 485 | |
8 | 467 | |
9 | 458 | |
10 | 456 | |
11 | 453 | |
12 | 448 | |
13 | 446 | |
14 | 441 | |
15 | 439 | |
16 | 438 | |
17 | 434 | |
18 | 432 | |
19 | 419 | |
20 | 419 |