Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальный словарь - молдобасанов калый

Молдобасанов калый

молдобасанов калый

( р. 28 IX 1929, с. Терек, ныне Нарынской обл.)

Молдобасанов один из ведущих композиторов и музыкально-общественных деятелей Киргизии. Его наивысшие достижения связаны с жанром балета. Музыкальный язык композитора впитал в себя интонации и ритмы киргизского фольклора, древнего национального эпоса. Театральность характернейшая черта композиторского мышления Молдобасанова проявилась не только в его балетах, но и в произведениях других жанров в симфонических и вокально-оркестровых сочинениях, в камерно-инструментальных пьесах и вокальных миниатюрах, а также в самом типе музыкальной драматургии.

"У меня, я думаю, чувство театра наследственное... искусство отца то главное впечатление, которое определило мою жизнь, мое дело. Рассказывал и пел он разное: и части "Манаса", особенно хорошо знал "Семетей", и "малый" эпос, сказки, истории племен... Многие драгоценные строки наших национальных сказаний были записаны от него. И от его друзей манасчи.

...А ведь манасчи не просто сказитель, не просто импровизатор, он непременно актер. ...Театр, в буквальном смысле слова, был неведом киргизу в дореволюционные времена, однако именно в таком опосредованном виде через творчество манасчи вошел издавна в жизненный опыт народа"...

Любовь к народной музыке композитор бережно хранит всю жизнь.

Уже в 12 лет он играл в оркестре народных инструментов Киргизской государственной филармонии. В 1945 г. он поступил в Киргизское государственное музыкально-хореографическое училище, где занимался в классах скрипки и дирижирования. В 1950 г. Молдобасанов поступил на 2 курс Московской консерватории в класс оперно-симфонического дирижирования профессора Л.

Гинзбурга. По окончании консерватории в 1954 г. он возвратился во Фрунзе и начал свою дирижерскую деятельность в Киргизском театре оперы и балета. Уже первое крупное произведение Молдобасанова балет "Куйручук", написанный в соавторстве с Г. Окуневым (1960), привлекло внимание яркостью, новизной и оригинальностью музыкального языка, красочностью оркестровки.

Много лет это произведение украшает репертуар Киргизского академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева. ..."Отец много рассказывал об этом удивительном весельчаке, комике, которого боялись баи пуще целого войска" (о Куйручуке. Н. А.). ..."Он мог "приклеить" баю такое прозвище, что весь народ подхватывал его и смеялся над баем.

А где смех, там нет страха. Из рассказов наших аксакалов и составлено либретто балета о проделках Куйручука". Музыкальный материал балета отличается национальной характерностью, в нем сохранены метроритмические особенности народной инструментальной музыки. Балет-оратория "Материнское поле" (1974) занимает особое место в творчестве Молдобасанова и в киргизском искусстве в целом.

Композитор создал произведение, по своей значительности не уступающее его литературному первоисточнику одноименной повести Ч. Айтматова (либр. М. Ахунбаева и М. Баялинова). Балет воспевает подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Символом гуманистического пафоса этого сочинения стала простая женщина-крестьянка Толгонай образ огромной обобщающей силы.

В балете живут две Толгонай молодая и старая (эта роль поручена драматической актрисе). Необычность сочинения заключается в том, что композитор вводит в него хоровую и сольную декламацию и пение. В драматургии важную роль играет еще один символический образ Мать-земля (Материнское поле), партию которой в вокально-симфонических прологах к каждому из трех действий исполняет хор, это и сообщает сочинению черты оратории. В этих прологах сконцентрированы размышления Толгонай и ее диалоги с Матерью-землей. Замысел сочинения своеобразен еще и тем, что воспоминания Толгонай, потерявшей на войне мужа и троих сыновей, оживают непосредственно в балетном действии.

Важное место в творчестве Молдобасанова занимают программные оркестровые сочинения (танец "Юность, Танец труда, Танец тюльпанов, Весенний вальс", хореографическая сюита "Люди наших дней", симфонические картины "В стане Манаса" 1978 и "Легенда" 1977). Композитор обращался также к жанру инструментального концерта (Концерт для гобоя 1976), к камерной инструментальной и вокальной музыке, писал музыку для детей (10 детских пьес для скрипки и фортепиано 1963, цикл песен для сопрано с фортепиано "Счастливые дети" на ст.

Т. Кожомбердиева 1982). Своей республике Молдобасанов посвятил отмеченные яркой театральностью кантаты "Цвети, Киргизстан" (1966), "Ликуй, Киргизстан" (1972), "Цветущий город" (1979, к 100-летию г. Фрунзе). Одно из последних сочинений Молдобасанова балет "Сказ о Манкурте", поставленный в 1987 г. на сцене Театра оперы и балета им. А. Малдыбаева (либр.

М. Баялинова). В качестве сюжетной основы композитор взял легенду из романа Айтматова "И дольше века длится день. Легенда неизвестной далекой эпохи в спектакле созвучна нашему времени. Ее идея жизненная необходимость памяти в широком смысле этого слова. Она и сегодня актуальна, как никогда", говорит композитор. Используя мотивы киргизского фольклора и остросовременные музыкальные средства, Молдобасанов выходит за пределы национальной культуры и обращается к вечным, общезначимым ценностям.

И в этом смысле его балет перекликается со многими произведениями современного искусства, отразившими сегодняшний взгляд на историю. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины