Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальный словарь - ряэтс яан петрович

Ряэтс яан петрович

ряэтс яан петрович
( р. 15 X 1932, Тарту)

Ярок и безошибочно узнаваем в хоре многонациональной советской музыки голос эстонского композитора Я. Ряэтса художника, вслушивающегося в эпоху, стремящегося к созданию собственного, глубоко индивидуального ее образа, "приучившего" слушателя за многие годы своей творческой деятельности к смелости замыслов, к неожиданности композиционных решений.

Закончив Таллиннскую консерваторию по классу М. Саара и X. Эллера (1957), в начале своего творческого пути Ряэтс сочетал композиторскую деятельность с работой звукорежиссера Эстонского радио (195566), а затем музыкального руководителя республиканского телевидения. Со студенческих лет основные интересы Ряэтса сосредоточились в камерно-симфонической сфере. Оттолкнувшись от национальной романтической традиции (ранние фортепианные сонаты, Первая и Третья симфонии), он, как и его ровесники Э. Тамберг, В. Тормис, начал активный поиск собственного творческого метода. Мерилом для молодого композитора являлись оказавшие на него заметное влияние классики XX в. Д. Шостакович, С. Прокофьев, И. Стравинский, П. Хиндемит. Волевой темперамент, тонкий артистизм, отточенность музыкальной мысли, "земная, осязаемая, мускулистая плоть музыки" (М. Арановский), новый взгляд на традиционную структуру жанра... Так заявил о себе создатель Концерта для камерного оркестра (1961) произведения, сразу поставившего Ряэтса в ряды ведущих мастеров советского музыкального искусства.

Сегодня в активе композитора около 80 опусов самых различных жанров: 8 симфоний, 2 концерта для камерного оркестра, 2 концерта для скрипки, Концерт для виолончели, 6 квартетов, 5 фортепианных трио, фортепианные Квинтет и Секстет, Аллегро для фортепиано, виолончели и оркестра, 4 фортепианных концерта (один из них для двух фортепиано). Фортепиано занимает особое место в творчестве Ряэтса. Кроме названных сочинений для чего написаны 9 сонат, 6 циклов по 24 пьесы (2 цикла прелюдий один из них с камерным хором; цикл багателей, 2 цикла "Маргиналий, Путевые тетради"). Фортепианные опусы Ряэтса прочно вошли в репертуар как учащейся молодежи, так и зрелых исполнителей. Показательно, что его Токката была избрана обязательной пьесой в программе IV Международного конкурса им. П. И. Чайковского (1970). "Яан Ряэтс не только интересный музыкант", говорит К. Рандалу. ..."каждый раз талант композитора преподносит нам что-то новое, требующее обдумывания, даже разгадки. Таковы, например, "Маргиналии" своего рода фантазии в духе музыки различных стилей от барокко до бытовых жанров современности". Было бы неверно ограничивать представление о Ряэтсе как о композиторе исключительно камерно-симфоническом. Не менее плодотворны, хотя и не многочисленны "выходы" в другие сферы. Им созданы такие вокально-инструментальные полотна, как декламатория "Карл Маркс; Школьная кантата", посвященная 110-летию со дня рождения В. И. Ленина; "Маленькая оратория" (все на ст. Э. Ветемаа).

Хорошо известна музыка Ряэтса для кино, где он постоянно сотрудничает с режиссером В. Кяспера. Их имена соседствуют в титрах многих фильмов (в т. ч. "Девушка в черном; Время жить, время любить; Опасные игры; Рябиновые ворота").

Широкому жанровому диапазону отвечает стилистически разнообразная языковая палитра эстонского мастера. Художник, постоянно вслушивающийся в мир окружающих его звуков, Ряэтс смело соединяет даже в рамках одного сочинения "старое и новое, серьезное и легкое. Сейчас в музыке сложное время", сказал Ряэтс в одной из бесед. "При множестве течений перед композитором открываются широкие возможности в выборе того или иного способа самовыражения. Но есть и некая общая тенденции: композиторы ищут пути к слушателю, хотят быть ближе, понятнее ему"... Творчество самого Ряэтса насквозь пронизано таким стремлением. Не случайно его произведения пользуются неизменным успехом как у нас в стране, так и за ее пределами на Кубе, в Чехословакии, Англии, США, Японии, Франции, Финляндии и др.

Наш современник, Яан Ряэтс в неустанном движении, поиске новых форм существования любимого искусства. Это забота не только Ряэтса-композитора, но Ряэтса-педагога (с 1981 г. он доцент Таллиннской консерватории), Ряэтса музыкально-общественного деятеля.

Находясь в гуще жизни, Ряэтс черпает вдохновение в самой жизни. В этом залог неувядающей новизны творчества замечательного композитора, встречи с которым всегда ждут и исполнитель, и слушатель.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины