Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальный словарь - шахиди зиядулло мукаддасович

Шахиди зиядулло мукаддасович

шахиди зиядулло мукаддасович
( 4 V 1914, Самарканд-25 II 1985, Душанбе)

З. Шахиди один из основоположников современного профессионального музыкального искусства Таджикистана. Многие его песни, романсы, оперы и симфонические произведения вошли в золотой фонд музыкальной классики республик Советского Востока.

Родившийся в дореволюционном Самарканде, одном из главных центров культуры Древнего Востока, и выросший в трудных условиях, Шахиди всегда стремился способствовать утверждению новой содержательной направленности искусства послереволюционной эпохи, музыкального профессионализма, не свойственного ранее Востоку, а также современных жанров, появлявшихся в результате контактов с европейской музыкальной традицией.

Как и ряд других музыкантов-первопроходцев на Советском Востоке, Шахиди начинал с освоения азов традиционного национального искусства, учился профессиональному композиторскому мастерству в национальной студии при Московской консерватории, а затем на ее национальном отделении в классе композиции В. Фере (1952-57). Его музыка, особенно песни (свыше 300), становится чрезвычайно популярной и любимой народом. Многие мелодии Шахиди ("Праздник победы, Наш дом совсем недалеко, Любовь") распеваются в Таджикистане повсюду, их любят и в других республиках, и за рубежом в Иране, Афганистане. Богатый мелодический дар композитора проявился и в его романсовом творчестве. Среди 14 образцов жанра вокальной миниатюры особенно выделяются "Огонь любви" (на ст. Хилоли), "Береза" (на ст. С. Обрадовича).

Шахиди композитор счастливой творческой судьбы. Его яркий художественный дар равно интересно проявился в двух подчас резко разделяющихся сферах современной музыки "легкой" и "серьезной". Немногим из современных авторов удалось быть столь любимым народом и в то же время создавать яркую симфоническую музыку на высоком уровне профессионального мастерства с использованием средств современной композиторской техники. Именно такова его "Симфония макомов" (1977) с экспрессией диссонантно-тревожащих красок. Ее оркестровый колорит основан на сонорно-фонических эффектах. Выписанная алеаторика, динамика нагнетания остинатных комплексов находятся в русле новейших композиторских стилей. Многие страницы произведения воссоздают и строгую чистоту древней таджикской монодии, как носительницы духовно-этических ценностей, к которой постоянно возвращается общее течение музыкальной мысли. "Многогранно содержание произведения, в художественной форме затрагивающего такие вечные и важные для искусства наших дней темы, как борьба добра со злом, света с тьмой, свободы с насилием, взаимодействие традиций и современности, в целом художника и мира", пишет А. Эшпай.

Симфонический жанр в творчестве композитора представлен также ярко колоритной "Торжественной поэмой" (1984), возрождающей образы праздничных таджикских шествий, и произведениями более умеренного, академического стиля: пятью симфоническими сюитами (1956-75); симфоническими поэмами "1917-й год" (1967), "Бузрук" (1976); вокально-симфоническими поэмами "Памяти Мирзо Турсун-заде" (1978) и "Ибн Сина" (1980).

Свою первую оперу "Комде и Moдан" (1960) по одноименной поэме классика восточной литературы Бедиля композитор создал в период наивысшего творческого расцвета. Она стала одним из лучших произведений таджикской оперной сцены. Широко распевные мелодии "Комде и Модан" приобрели большую популярность в республике, вошли в классический репертуар мастеров таджикского бельканто и в общесоюзный фонд оперной музыки. Большое признание в республике получила музыка второй оперы Шахиди "Рабы" (1980), созданной по мотивам произведений классика таджикской советской литературы С. Айни.

В музыкальное наследие Шахиди входят также монументальные хоровые сочинения (оратория, 5 кантат на слова современных таджикских поэтов), ряд камерно-инструментальных произведений (в т. ч. струнный Квартет 1981), 8 вокально-хореографических сюит, музыка к театральным постановкам и кинофильмам.

Свои творческие силы Шахиди отдавал и общественно-просветительской деятельности, выступая на страницах республиканской и центральной прессы, на радио и телевидении. Художник "общественного темперамента", он не мог быть равнодушным к проблемам современной музыкальной жизни республики, не мог не указывать на недостатки, мешающие органичному росту молодой национальной культуры: "Я глубоко убежден, что в обязанности композитора входит не только создание музыкальных произведений, но и пропаганда лучших образцов музыкального искусства, активное участие в эстетическом воспитании трудящихся. Как поставлено преподавание музыки в школах, какие песни поют на праздниках дети, какая музыка интересует молодежь... и это должно волновать композитора".

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины