Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальный словарь - сурдина

Сурдина

сурдина
Быть может, вам приходилось слышать выражение «под сурдинку»? Так говорят о чем-то, что сделано тихо, незаметно, так, чтобы не обратить на себя внимания. Откуда же пошло это выражение? Из музыки, от принадлежностей музыкального инструментария. Французское слово sourdine происходит от итальянского sordino, sordo глухой, глухо звучащий. Сурдина это специальное приспособление, которым в музыкальных инструментах приглушают звучность, слегка изменяют тембр. У разных инструментов сурдины бывают разной формы и сделаны из разных материалов. Сурдина для струнных инструментов это деревянный, пластмассовый или металлический гребешок, который надевается на подставку. Когда применяется сурдина, звук становится слабее, а тембр не таким насыщенным, как обычно словно призрачным. У духовых инструментов трубы, тромбона и валторны сурдина делается из дерева, алюминия или папье-маше в форме груши. Она вставляется в раструб. У литавр роль сурдины выполняет кусок ткани, который кладут сверху, а у фортепиано модератор: приспособление, опускающее на струны полоску сукна или тонкого войлока. Когда требуется играть с сурдиной, композитор помечает в нотах: con sordino; если сурдину нужно убрать, пишется: senza sordino. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  сурдинка (франц. sourdine, от лат. surdus глухой, глухо звучащий; итал. sordina, нем. Dдmpfer) приспособление у муз. инструмента, служащее для уменьшения силы звука и его смягчения, а также для изменения тембра. Применяется при игре на инструментах разл. групп. С. у струнных двойная трёхзубая гребёнка, к-рая своей продольной щелью надевается на подставку; делается из кости, твёрдого дерева, пластмассы или лёгкого металла. С. у медных духовых (валторн, труб, корнетов, тромбонов, туб) спец. полая внутри втулка грушевидной формы, вставляемая в раструб, приглушающая звук и придающая тембру несколько носовой оттенок; изготовляется из дерева или папье-маше, алюминия, пластмассы, имеет пробковые накладки по краям. В орк. музыку введена в нач. 17 в. (опера "Орфей" Монтеверди, оперы Ж. Б. Люлли); первоначально использовалась гл. обр. для уменьшения силы и яркости звука; до 1820-х гг. применялась только при игре на инструментах, к-рым поручены ведущие мелодич. голоса (у 2 солирующих виолончелей для ослабления силы звучания низких фигураций в "Сцене у ручья" из 6-й симфонии, во 2-й части 5-го концерта для фп. с оркестром Л. Бетховена). С 30-х гг. 19 в. С. стала широко...
Музыкальная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины