Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальный словарь - виолончель

Виолончель

виолончель
Так же как скрипка и альт, виолончель принадлежит к группе струнных смычковых инструментов. Она очень похожа на них, но значительно больше по размеру. Диапазон виолончели от до большой октавы до ми третьей октавы. Впрочем, верхняя граница диапазона условна: она зависит от мастерства исполнителя, тогда как нижняя на любом струнном инструменте определяется звучанием открытой, то есть не зажатой, нижней струны. Звук виолончели густой, сочный и певучий. По тембру он напоминает человеческий голос и больше всего баритон. Виолончели прекрасно удаются широкие напевные мелодии. В них ярче всего раскрываются богатые возможности инструмента, его красивый благородный тембр. Но и виртуозные произведения вполне доступны этому инструменту. Если скрипку и альт музыканты держат горизонтально на плече, то виолончель слишком велика для этого.

Ее ставят вертикально. Раньше, в прошлые века на специальный стул, причем играли стоя. Потом приспособили металлический шпиль, который упирается в пол, и исполнитель играет сидя, поместив инструмент между колен. Для виолончели написано много произведений. Известны «Вариации на тему рококо» Чайковского, концерты для виолончели с оркестром Дворжака, Шостаковича, Прокофьева, Хачатуряна.

В оркестровых произведениях виолончели часто поручают выразительные соло, такие, как чудесная вальсовая мелодия из первой части Неоконченной симфонии Шуберта, как тема второй части Шестой симфонии Чайковского. Среди русских и советских исполнителей много замечательных виолончелистов. Это Н. Б. Голицын и М. Ю. Виельгорский, а в наше время С. Н. Кнушевицкий, Д. Б. Шафран, Н. Н. Шаховская и другие. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (итал. violoncello, уменьшит. от violone контрабас). 1) Смычковый инструмент скрипичного семейства (см. Скрипка) басо-тенорового регистра, настраивающийся по квинтам (С, G, d, a). Диапазон В. достигает 5 октав.В. появилась в конце 15 нач. 16 вв. в результате длительного развития нар. смычковых инструментов. Вначале применялась гл. обр. как басовый инструмент в разл. ансамблях и для сопровождения пения или игры на скрипке, флейте и т.д. До 2-й пол. 17 в. носила названия violoncino, Basso di Viola da braccio (итал.), Basse de violon (франц.), BaЯ Viol de Braccio (нем.) и др. Инструменты делались разл. размеров (часто больших) и обычно имели строй В1, F, с, g. В 16-17 вв. встречались также 5и 6-струнные инструменты этого типа. Одно из наиболее ранних указаний на совр. строй приводит (по отношению к Bass Geig de Braccio) M. Преториус ("Syntagma musicum", Bd II, 1619).По-видимому, название "В." было впервые применено в изданном в 1665 в Венеции сборнике сонат Дж. Ч. Аррести для 2 и 3 голосов с добавлением партии В. ("con la parte del Violoncello a beneplacito").Классич. образцы В. были созданы итал. мастерами 17-18 вв. А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари, К. Бергонци, Д. Монтаньяна и др. Лишь в нач. 18 в. твердо устанавливается совр. размер В. (длина корпуса...
Музыкальная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины