Музыкальная энциклопедия - хоральная нотация
Связанные словари
Хоральная нотация
она стала распространяться в др. странах Европы. В этой нотации высоту отдельных звуков определяет положение нот на системе 4 линий, снабжённой соответствующим ключом (т. н. диастематическая нотация, указывающая интервалы между соседними звуками). Именно эта система и подразумевается в 20 в. под термином "X. н.". Её графич. разновидность, бытовавшая в 14-15 вв.
в Германии и Центр. Европе, нем. готич. нотация, главный знак к-рой virga в вертикальном положении и с характерным ромбич. уплотнением нотной головки: (нем. Hufnagelschrift "подковные гвозди"). В хоральной нотации применяются 2 ключа С и F; они могут быть помещены на любой линии, что позволяет обходиться без добавочных линий при большом диапазоне мелодии.
Кроме основных невм простых, состоящих из единичных нот, и составных, представляющих 2-, 3-, 4-нотные фигуры, в X. н. применялись также вспомогательные, определявшие специфич. характер исполнения, напр. плавно, вполголоса (liquescens, semivocalis). Они были предназначены для облегчения декламации нек-рых часто встречающихся в церк. текстах слов (напр.
, angеlus, inferni, mundi, hosanna), в к-рых последование 2 согласных создаёт артикуляционные трудности в хор. пении. Введение в этих случаях ликвесцентных невм создавало возможность разделения согласных слабо обозначенной гласной, напр. an(e)gelus, in(e)fer(e)ni. Др. вспомогат. знаки строфические применялись для обозначения специфич. исполнительского приёма, напоминающего вибрато или тремоло; они выступали и как одиночные знаки (apostroph), и в группе из 2 (bistropha) или 3 (tristropha) знаков. Сходную функцию выполняли также "квилизма" (quilisma), означающая исполнение интервала малой терции tremolo, и "тригон" (trigon), означающий исполнение 3 звуков в объёме полутона staccato, напр.e-f-e или h-c-h. Существует мнение, что нек-рые из вспомогат. знаков, напр. quilisma и pressus, могли иметь определ. ритмическое и акцентное значение. Благодаря столь богатой и разнородной номенклатуре знаков X. н. была способна относительно точно передавать не только рисунок мелодии, но и её акцентно-артикуляционную структуру, а также способ исполнения.
В эпоху средневековья X. н. применялась иногда для записи одногол. песен cantigas, laude и др., в т. ч. и светских.Литература: см. при ст. Невмы, Нотное письмо.Т. Н. Дубравская. .Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 703 | |
2 | 629 | |
3 | 611 | |
4 | 569 | |
5 | 558 | |
6 | 551 | |
7 | 550 | |
8 | 548 | |
9 | 543 | |
10 | 536 | |
11 | 533 | |
12 | 507 | |
13 | 503 | |
14 | 494 | |
15 | 486 | |
16 | 477 | |
17 | 469 | |
18 | 462 | |
19 | 446 | |
20 | 419 |