Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - хорезмская табулатура

Хорезмская табулатура

хорезмская табулатура
хорезмская нотация, система нотной записи для танбура (3-струн. щипкового плекторного инструмента), созданная хивинским музыкантом Пехлеваном Ниязом Мирзабаши Камилом в 80-х гг. 19 в. Предполагают, что при этом он исходил из существовавших ранее систем нотаций (напр., табулатурной нотации для уда Сафи-ад-дина Урмави, 13 в.).

Пешрав (из макома Сегох). Запись в хорезмской нотации и расшифровка.

В X. т. применяются 18 горизонтальных линий, соответствующих числу ладов (перемычек) на грифе танбура. Точки, к-рые ставятся над и под линией, указывают число ударов плектром (нохун). Точка над линией означает звук, взятый ударом сверху; если точка стоит под линией, звук берётся ударом снизу. Длительность звуков не обозначается: подразумевается, что все записываемые звуки одинаковой длительности (в переводе на совр. нотацию восьмые). X. т. читается подобно араб. письму справа налево. При помощи X. т. записаны хорезмские макомы. Несовершенство системы затрудняет расшифровку этих записей.

Литература: Ашрафи М., Кон Ю., Народное музыкальное творчество, в сб.: Музыкальная культура Советского Узбекистана, Таш., 1955; Романовская Е. Е., Хорезмские макомы, в её кн.: Статьи и доклады. Записи музыкального фольклора, Таш., 1957; Узбекская народная музыка, т. 6 Хорезмские макомы. Собрал и записал М. Юсупов. Под ред. И. А. Акбарова, Таш., 1958, с. 37-38; Беляев В., Музыкальная культура Таджикистана, в его кн.: Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 1, М., 1962; Раджабов И. Р., К истории нотной письменности на Востоке, "Общественные науки в Узбекистане", 1962, No 10.

З. Таджикова.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины