Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - хорнпайп

 

Хорнпайп

хорнпайп
горнпайп (англ. hornpipe, от horn рог и pipe труба), пибгорн (гэльское, валлийское, шотл. pibgorn, pibcorn, от piob, pib труба и gorn, corn рог).

1) Древний валлийский и шотл. нар. дух. язычковый муз. инструмент. Представлял собой конусообразную трубку из животного рога (гл. обр. бычьего) или копыта с 6 игровыми отверстиями на лицевой стороне трубки и одним на тыльной. Первоначально X. имел одинарный бьющий язычок, затем двойной. У валлийцев бытовал также инструмент, состоявший из деревянной или костяной трубки (бараньей или оленьей), в к-рую вставлялся роговой раструб. Высказывалось предположение, что трубка изготовлялась и из соломы; исследователи основывались на варианте англ. названия cornpipe, т. е. дудка из соломы (в этом написании слово встречается у У. Шекспира; термин cornpipe включён также в "Словарь музыкальных терминов" Дж. Стейнера и А. Баррета). Однако совр. инструментоведы считают более достоверным происхождение термина от слова horn (рог). Известно, что X. был распространён на территории Великобритании в 13 в.; об этом свидетельствует упоминание инструмента в принадлежащем Дж. Чосеру переводе ср.-век. франц. поэмы "Роман о розе" ("Romaunt of the rose"). В нек-рых районах Шотландии и Уэльса применялся до 18 в., затем вышел из употребления. Почти идентичные инструменты были известны у народов Цейлона, Др. Греции, басков.

2) Англ. нар. танец. Известен с 15 в., особой популярностью пользовался в 16-19 вв. Темп подвижный, размер 3-дольный (3/2) или 2-дольный (6/2), ритм синкопированный. После 1760 преобладают 2-дольный размер (2/4, 4/4) и пунктирный ритм. Сопровождается игрой на хорнпайпе (1), бэгпайпе, арфе, фиделе. Наиболее ранний известный образец хорнпайп Г. Астона (ок. 1522). Осн. тип X.сольный мужской танец, близкий жиге и требующий небольшого пространства для исполнения (вероятно, поэтому X. считают танцем моряков).

Хорнпайп Г. Астона.

Этот тип наиболее ранний и известен в Шотландии и особенно в Уэльсе издавна. В 18 в. такие X. часто исполнялись в качостве вставных номеров и в антрактах сценич. произв. Др. типы парный круговой танец, популярный в сельской местности в 15-17 вв. и позднее утративший своё значение, и парный country dance (сельский танец, контрданс), распространённый в кон. 17 нач. 18 вв. Его размер б. ч. 3/2, ритм синкопированный. Исполнялся длинными рядами (longways) танцующих. X. этого типа встречаются в инстр. сюитах, в музыке к драм. произведениям.

Лондонский хорнпайп.

Среди многочисл. разновидностей X.англ. X., шотл. X., ирл. X., валлийский X.

Первый сборник X. "A collection of original Lancashire Hornpipe old and new..." (H. Playford, 1705). Образцы Х. содержатся также в многочисл. сборниках танц. музыки: "Wright's collection of 200 country dances", "Walsh's compleat country dancing master" (оба ок. 1735) и др. X. сочиняли Г. Пёрселл, Т. Муффат (см. "Compenimenti musicali", 1739), Г. P. Гендель и др.

Литература: Вurney Сh., A general history of music, v. 4, L., 1789, Baden-Baden, 1958; Stainer J., Barrett A., A dictionary of musical terms, Boston N. Y., 1878, L.N. Y., 1898; Balfour H., The old British "pibcorn" or "hornpipe" and its affinities, "Journal of the Royal anthropological institute of Great Britain and Ireland", 1891, v. 20; Grant J., Piobai-reachd. Its origin and construction, Edin., 1915.

В. Г. Фейгина.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины