Поиск в словарях
Искать во всех

Поэтический словарь - хорей

Хорей

хорей
ХОРЕ´Й (греч. χορεῖος, букв. — плясовой, от χορεῖα — хор, пляска, хоровод) — 1) в античной метрике трехдольная стопа о двух слогах, из которых первый — долгий ⌣̅⌣̅⌣. 2) В силлаботоническом стихе X. называется двусложная стопа с ударением на первом слоге ⌣́⌣, заменяемая безударным пиррихием ⌣⌣. С точки зрения ритмологии, хореический стих — это четырехдольник ⌣́⌣⌣⌣ или шестидольник ⌣̋⌣⌣⌣ | ⌣́⌣. Ниже приведен ряд примеров X. параллельно в силлаботонической и ритмологической трактовках.

Трехстопный хорей:

| В дымке| неви | димке |

| Выплыл | месяц | вешний, |

| Цвет са | довый | дышит |

| Яблонь | ю, че | решней. | Шестидольник 1-й:

| В ды´мке-неви | ди´мке |

| Вы´плыл месяц | ве´шний, |

| Цве´т садовый | ды´шит |

| Яблонью, че | ре´шней. |

(А. Фет)Запись тех же стихов в соответствии с их тактометрическим периодом:

| В ды´мке-неви | ди´мке || вы´плыл месяц | ве´шний, |

| Цве´т садовый | ды´шит || я´блонью, че | ре´шней. | Четырехстопный хорей:

Сквозь вол | нисты | е ту | маны

Проби | рает | ся лу | на,На пе | чальны | е по | ляны

Льет пе | чально | свет о | на.Четырехкратный четырехдольник 3-й:

╔ Сквозь вол | ни´стые ту | ма´ны

╚ Проби | ра´ется лу | на´, / ╔ На пе | ча´льные по | ля´ны

╚ Льет пе | ча´льно свет о | на´ /

(А. Пушкин)Те же стихи, записанные в соответствии с их тактометрическим периодом:

Сквозь вол | ни´стые ту | ма´ны проби | ра´ется лу | на´ /

На пе | ча´льные по | ля´ны льет пе | ча´льно свет о | на. /

Пятистопный хорей:

Фини | ша ле | тяща | я ми | нута,

Моло | дость лег | ка и | горя | ча —

Сило | ю на | дута, | как на | дута

Каме | ра фут | больно | го мя | ча.

(Б. Корнилов)

Трехкратный четырехдольник 1-й:

| Фи´ниша ле | тя´щая ми | ну´та, / / |

| Мо´лодость лег | ка´ и горя | ча´ — / / / |

| Си´лою на | ду´та, как на | ду´та / / |

| Ка´мера фут | бо´льного мя | ча´ / / / |

Шестистопный хорей:

Долго | не сда | валась | Любуш | ка со | седка.

Нако | нец шеп | нула: | «Есть в са | ду бе | седка,

Как тем | нее | станет — | пони | маешь | ты?..»

Ждал я, | исстра | дался, | ночки| темно | ты!

(Н. Некрасов)

Двухкратный шестидольник 1-й:

| До´лго не сдава´лась || Лю´бушка со | се´дка. |

| Наконе´ц, шеп | ну´ла: || «Е´сть в саду бе | се´дка, |

| Как темне´е | ста´нет — || понима´ешь | ты´?..» / |

| Жда´л я, исстра | да´лся, || но´чки-темно | ты´! / | Семистопный хорей:

Ули | ца бы | ла — как | буря. Толпы | прохо | дили,

Словно | их пре | следо | вал не | отвра | тимый | рок.

Мчались | о´мни | бусы, | кебы | и ав | томо | били,

Был не | исчер | паем | ярост | ный люд | скойпо | ток.

(В. Брюсов)

Четырехкратный четырехдольник 1-й:

| У´лица бы | ла´ как буря. — | То´лпы прохо | ди´ли, / / |

| Сло´вно их пре | сле´довал не | отврати´мый | ро´к. / / / |

| Мча´лись о´мни | бусы, ке´бы | и автомо | би´ли, / / |

| Бы´л неисчер | па´ем ярост | ный людско´й по | то´к. / / / |

Восьмистопный хорей (удвоенный четырехстопный):

Парня | выбра | ли по | росту | между | сотен | низко | лобых,

На год | запер | ли в ка | зарму, | сны про | вери | ли в моз | гу,

Ровно | год ску | чал и | ждал он | с разной | сволочь | ю бок | о бок.

Напи | сал до | мой от | крыток, | и от | туда | ни гу| гу.

(П. Антокольский)

Четырехкратный четырехдольник 3-й:

Парня | вы´брали по | ро´сту между | со´тен низко | ло´бых,

На год | за´перли в ка | за´рму, сны про | ве´рили в моз | гу´, /

Ровно | го´д скучал и | жда´л он с разной | сво´лочью бок | о´ бок.

Напи | са´л домой от | кры´ток, и от | ту´да ни гу| гу´ /

После ямбических стихов (особенно четырехстопного ямба) хореические размеры — самые популярные в русской поэзии.Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия

Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская

1966

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины