Поиск в словарях
Искать во всех

Шекспировская энциклопедия - монолог

Монолог

монолог
Монолог

(soliloquy)

Шекспир в своих пьесах часто прибегал к приему, когда герой обращается вслух к самому себе или зрителям.

Шекспировская энциклопедия. — М.: Радуга.

Под редакцией Стэнли Уэллса при участии Джеймса Шоу. Перевод А. Шульгат.

2002.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  МОНОЛОa (от моно... и греч. logos речь) развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная в эпических, особенно драматическом, жанрах. В повествовательной прозе 19-20 вв. распространен "внутренний монолог" героев. ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  "Монолог" «МОНОЛОГ», стих. медитативного характера, принадлежащее к ранней филос. лирике Л. (1829). В жанровом отношении представляет собою фрагмент с нек-рыми формальными признаками драматич. монолога, связанного с предшествующими словами некоего собеседника. В стих. отразились раздумья поэта о судьбах совр. поколения, к-рому «душно на родине», в нем дана общественно-филос. и лично-психол. мотивировка разочарования и бесцельности жизни. Трагедия вынужденного бездействия и лишенного смысла существования, на к-рые были обречены люди в эпоху последекабрьской реакции, впервые затронута Л. в «Жалобах турка». Содержание, система образов и самая форма «Монолога» во многом предваряют «Думу». Метафора «остылой жизни чаша» восходит к стих. А. С. Пушкина «Кривцову». Автореминисценции из «Монолога» есть в вариантах посвящения 1-й ред. «Демона» (1829). Настроения, характерные для «Монолога», позднее выразил А. И. Герцен, говоря о России рубежа 1830-х гг. (см. Собр. соч., в 30 тт., т. 7, М., 1956, с. 209—11; т. 14, 1958, с. 319—21).Автограф — ИРЛИ, тетр. III. Впервые — «ОЗ», 1859, т. 125, № 7, отд. I, с. 28. Датируется по положению в тетради.Лит.: Эйхенбаум (6), с. 315; Нейман (7), с....
Лермонтовская энциклопедия
3.
  МОНОЛОГ (от греческого monos единственный, единый и logos слово) «единоречие» (soliloque, Selbstgesprach), в драматургии речь, одного действующего лица в условиях сценической изолированности, произносимая независимо от реплик других действующих лиц и определяющая известный момент в развитии действия. Чисто формалистическим является выделение из общего типа М. так наз. обращенного М. (Du-monolog), как напр. речь Марка Антония над трупом Цезаря в трагедии Шекспира или речи Чацкого в «Горе от ума». Близкими к некоторым видам М. являются и распространенные в повествовательной литературе формы «сказа» (Ich-Erzahlung), как например «Записки сумасшедшего» Гоголя, монологические рассказы Чехова, некоторые новеллы Мопассана, а также громадная область Ich-Poesie в ее разнообразных лирических подчеркнуто-индивидуальных, интимно-психологических жанрах. По существу каждый литературный стиль естественно определяет присущий ему особый характер М. как в смысле значения его в развитии действия, так и в смысле его качества. Так. обр. изучение М. должно строиться конкретно-исторически, в плане понимания его места и значения во всей целостности данного произведения...
Литературная энциклопедия
4.
  (от греч. monos один, logos слово, речь) речь одного человека в художественном произведении, развернутое высказывание одного персонажа или повествователя. М. могут быть обращенными к определенному адресату или уединенными (произносимыми в одиночестве вслух или же принимающими форму внутренней речи внутренний М.).Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005 ...
Словарь литературоведческих терминов
5.
  МОНОЛОГ (от моно... и греческого logos речь), развернутое высказывание одного лица; преобладающая форма в лирике, важная в эпических и особенно в драматических жанрах. В повествовательной прозе 19 20 вв. распространен "внутренний монолог" героев. ...
Современная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):