Поиск в словарях
Искать во всех

Краткие содержания произведений - чингиз айтматов - белый пароход

Чингиз айтматов - белый пароход

чингиз айтматов - белый пароход
Мальчик с дедом жили на лесном кордоне. Женщин на кордоне было три: бабка, теткаБекей — дедова дочь и жена главного человека на кордоне, объездчика Орозкула, а ещежена подсобного рабочего Сейдахмата. Тетка Бекей — самая несчастная на свете, потому чтоу нее нет детей, за это и бьет её спьяну Орозкул. Деда Момуна прозвали расторопным Момуном.

Прозвище такое он заслужил неизменной приветливостью, готовностью всегда услужить. Он умелработать. А зять его, Орозкул, хоть и числился начальником, большей частью по гостямразъезжал. За скотом Момун ходил, пасеку держал. Всю жизнь с утра до вечера в работе,

а заставить уважать себя не научился.Мальчик не помнил ни отца, ни матери.

Ни разу не видел их. Но знал: отец его был матросом на Иссык-Куле, а мать послеразвода уехала в далекий город.Мальчик любил взбираться на соседнюю гору и в дедовбинокль смотреть на Иссык-Куль. Ближе к вечеру на озере появлялся белый пароход.

С трубами в ряд, длинный, мощный, красивый. Мальчик мечтал превратиться в рыбу, чтобытолько голова у него осталась своя, на тонкой шее, большая, с оттопыренными ушами. Поплыветон и скажет отцу своему, матросу: «Здравствуй, папа, я твой сын». Расскажет, конечно,

как ему живется у Момуна. Самый лучший дедушка, но совсем не хитрый, и потому все смеютсянад ним. А Орозкул так и покрикивает!По вечерам дед рассказывал внуку сказку.

«…Случилось это давно. Жило киргизское племя на берегу реки Энесай. На племя напаливраги и убили. Остались только мальчик и девочка. Но потом и дети попали в рукиврагов. Хан отдал их Рябой Хромой Старухе и велел покончить с киргизами. Но когда РябаяХромая Старуха уже подвела их к берегу Энесая, из леса вышла матка маралья и сталапросить отдать детей. «Люди убили у меня моих оленят, — говорила она. — А вымямое переполнилось, просит детей!» Рябая Хромая Старуха предупредила: «Это дети человеческие.

Они вырастут и убьют твоих оленят. Ведь люди не то что зверей, они и друг другане жалеют». Но мать-олениха упросила Рябую Хромую Старуху, а детей, теперь уже своих,

привела на Иссык-Куль.Дети выросли и поженились. Начались роды у женщины, мучиласьона. Мужчина перепугался, стал звать мать-олениху. И послышался тогда издали переливчатый звон.

Рогатая мать-олениха принесла на своих рогах детскую колыбель — бешик. А на дужкебешика серебряный колокольчик звенел. И тотчас разродилась женщина. Первенца своего назвалив честь матери-оленихи — Бугубаем. От него и пошел род Бугу.Потом умер одинбогатей, и его дети задумали установить на гробнице рога марала. С тех пор не быломаралам пощады в иссыккульских лесах. И не стало маралов. Опустели горы. А когда Рогатаямать-олениха уходила, сказала, что никогда не вернется«.Снова настала осень в горах.

Вместе с летом для Орозкула отходила пора гостеваний у чабанов и табунщиков —приходило время рассчитываться за подношения. Вдвоем с Момуном они тащили по горам двасосновых бревна, и оттого Орозкул был зол на весь свет. Ему бы в городе пристроиться, тамумеют уважать человека. Культурные люди… И за то, что подарок получил, бревна потомтаскать не приходится. А ведь в совхоз наведывается милиция, инспекция — ну какспросят, откуда лес и куда. При этой мысли в Орозкуле вскипела злоба ко всему и всем.

Хотелось избить жену, да дом был далеко. Тут еще этот дед увидел маралов и чутьне до слез дошел, точно встретил братьев родных.И когда совсем близко было до кордона,

окончательно повздорили со стариком: тот все отпрашивался внука, пригулка этого, забратьиз школы. До того дошло, что бросил в реке застрявшие бревна и ускакал за мальчишкой.

Не помогло даже, что Орозкул съездил его по голове пару раз — вырвался, сплюнул кровьи ушел.Когда дед с мальчиком вернулись, узнали, что Орозкул избил жену и выгнализ дома, а деда, сказал, увольняет с работы. Бекей выла, проклинала отца, а бабка зудела,

что надо покориться Орозкулу, просить у него прощения, а иначе куда идти на старости лет?Дед ведь в руках у него…Мальчик хотел рассказать деду, что видел в лесумаралов, — вернулись все-таки! — да деду было не до того. И тогдамальчик снова ушел в свой воображаемый мир и стал умолять мать-олениху, чтоб принеслаОрозкулу и Бекей люльку на рогах.На кордон тем временем приехали люди за лесом.

И пока вытаскивали бревно и делали прочие дела, дед Момун семенил за Орозкулом, точнопреданная собака. Приезжие тоже увидели маралов — видно, звери были непуганые,

из заповедника.Вечером мальчик увидел во дворе кипевший на огне казан, от которогоисходил мясной дух. Дед стоял у костра и был пьян — мальчик никогда его такимне видел. Пьяный Орозкул и один из приезжих, сидя на корточках у сарая, делилиогромную груду свежего мяса. А под стеной сарая мальчик увидел рогатую маралью голову.

Он хотел бежать, но ноги не слушались — стоял и смотрел на обезображеннуюголову той, что еще вчера была Рогатой матерью-оленихой.Скоро все расселись за столом.

Мальчика все время мутило. Он слышал, как опьяневшие люди чавкали, грызли, сопели, пожирая мясоматери-оленихи. А потом Сайдахмат рассказал, как заставил деда застрелить олениху: запугал, чтоиначе Орозкул его выгонит.И мальчик решил, что станет рыбой и никогда не вернетсяв горы. Он спустился к реке. И ступил прямо в воду…

См. также:

Перси Биши Шелли Ченчи, Пу Сун-лин Рассказы Ляо Чжая О Необычайном, Другой Автор Повесть Временных Лет, Андерсен Х К Снежная Королева, Александр Грин Алые Паруса, Марсель Пруст В Поисках Утраченного Времени

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины

1
1351
2
1272
3
1269
4
1219
5
1198
6
1133
7
1132
8
1003
9
852
10
842
11
822
12
818
13
802
14
789
15
782
16
761
17
737
18
702
19
688
20
658