Поиск в словарях
Искать во всех

Краткие содержания произведений - еврипид - ифигения в тавриде

Еврипид - ифигения в тавриде

еврипид - ифигения в тавриде
Тавридой древние греки называли современный Крым. Там жили тавры — скифское племя, котороечтило богиню-деву и приносило ей человеческие жертвы, которые в Греции давно уже вышлииз обычая. Греки считали, что эта богиня-дева — не кто иная, как их Артемида-охотница.

У них был миф, при завязке и при развязке которого стояла Артемида, и оба раза —с человеческим жертвоприношением, — правда, мнимым, несовершившимся. Завязка этого мифа былана греческом берегу, в Авлиде, а развязка — на скифском берегу, в Тавриде.

А между завязкой и развязкой протянулась одна из самых кровавых и жестоких историйгреческой мифологии.У великого аргосского царя Агамемнона, главного вождя греческой рати в Троянской войне,

была жена Клитемнестра и было от нее трое детей: старшая дочь Ифигения, средняя дочь Электраи младший сын Орест. Когда греческая рать отплывала в поход на Трою, богиня Артемидапотребовала, чтобы Агамемнон принес ей в жертву свою дочь Ифигению. Агамемнон сделал это;

как это произошло, Еврипид показал в трагедии «Ифигения в Авлиде». В последнеемгновение Артемида сжалилась над жертвой, подменила девушку на алтаре ланью, а Ифигениюумчала на облаке в далекую Тавриду. Там стоял храм Артемиды, а в храме хранилосьдеревянное изваяние богини, будто бы упавшее с небес. При этом храме Ифигения стала жрицей.Из людей никто не видел и не знал, что Ифигения спаслась: все думали, что онапогибла на алтаре. Мать ее Клитемнестра затаила за это смертную ненавистьк мужу-детоубийце. И когда Агамемнон воротился победителем с Троянской войны, она, мстяза дочь, убила его своей рукой. После этого сын ее Орест с помощью сестры своей Электры, мстяза отца, убил родную мать. После этого богини кровной мести Эриннии, мстя за Клитемнестру,

наслали на Ореста безумие и гнали его в муках по всей Греции, пока его не спасли богАполлон и богиня Афина. В Афинах был суд между Эринниями и Орестом, и Орест былоправдан. Обо всем этом подробно рассказал Эсхил в своей трилогии «Орестея».Не рассказал он только об одном. Во искупление вины Орест должен был совершить подвиг:

добыть в далекой Тавриде кумир Артемиды и привезти его в афинскую землю. Помощником емубыл его неразлучный друг Пилад, женившийся на сестре его Электре. Как совершили Орести Пилад свое дело и как при этом Орест нашел свою сестру Ифигению, которую считал давнопогибшей, — об этом Еврипид написал трагедию «Ифигения в Тавриде».Действие — в Тавриде перед храмом Артемиды. Ифигения выходит к зрителями рассказывает им, кто она такая, как спаслась в Авлиде и как служит теперь Артемидев этом скифском царстве. Служба тяжела: всех чужеземцев, каких занесет сюда море, здесь приносятв жертву Артемиде, и она, Ифигения, должна готовить их к смерти. Что с ее отцом,

матерью, братом, она не знает. А сейчас ей приснился вещий сон: рухнул аргосский дворец, средиразвалин стоит одна лишь колонна, и она обряжает эту колонну так, как обряжают здесьчужеземцев перед жертвой. Конечно, эта колонна — Орест; а предсмертный обряд толькои может значить, что он умер. Она хочет его оплакать и уходит позвать для этого своихприслужниц.Пока сцена пуста, на нее выходят Орест с Пиладом. Орест жив, и он в Тавриде; имназначено похитить кумир вот из этого храма, и они присматриваются, как туда проникнуть.

Они сделают это ночью, а день переждут в пещере у моря, где спрятан их корабль. Туда онии направляются, а на сцену возвращается Ифигения с хором прислужниц; вместе с нимиона оплакивает и Ореста, и злой рок своих предков, и свою горькую долю на чужбине.Вестник прерывает их плач. Только что на морском берегу пастухи схватили двухчужеземцев; один из них бился в припадке и заклинал преследовательниц Эринний, а другойпытался помочь ему и защитить его от пастухов. Обоих отвели к царю, и царь приказалобычным чином принести их в жертву Артемиде: пусть Ифигения приготовится к положенномуобряду. Ифигения в смятении. Обычно эта служба при кровавой жертве в тягость ей; но сейчас,

когда сон сказал ей, что Орест погиб, сердце ее ожесточилось и она почти радуетсяих будущей казни. О, зачем не занесло сюда виновников Троянской войны — Елену и Менелая!Хор горюет о далекой родине.Вводят пленников. Они молоды, ей жаль их. «Как тебя зовут?» — спрашивает она Ореста. Он мрачномолчит. «Откуда ты?» — «Из Аргоса». — «Пала ли Троя? Уцелела ли виновница Елена?а Менелай? а Одиссей? а Ахилл? а Агамемнон? Как! он погиб от жены! А она от сына!а сын — жив ли Орест?» — «Жив, но в изгнанье — всюду и нигде». — «О счастье! сон мойоказался ложным». — «Да, лживы сны и лживы даже боги», — говорит Орест, думая о том, как онипослали его за спасением, а привели на смерть.«Если вы из Аргоса, то у меня к вам просьба, — говорит Ифигения. — У меня есть письмона родину; я пощажу и отпущу одного из вас, а он пусть передаст письмо, комуя скажу». И она уходит за письмом. Орест и Пилад начинают благородный спор, комуиз них остаться в живых: Орест велит спастись Пиладу, Пилад — Оресту. Орест пересиливаетв споре: «Я погубил мать, неужели я должен погубить еще и друга? Живи, помни обо мнеи не верь лживым богам». «Не гневи богов, — говорит ему Пилад, — смерть близка, но ещене наступила». Ифигения выносит писчие дощечки. «Кто повезет их?» — «Я, — говорит Пилад. —Но кому?» — «Оресту, — отвечает Ифигения. — Пусть он знает, что сестра его Ифигенияне погибла в Авлиде, а служит Артемиде Таврической; пусть придет и спасет меняот этой тяжкой службы». Орест не верит своим ушам. «Я должен передать это письмо Оресту? —переспрашивает Пилад. — Хорошо: передаю!» — и он вручает писчие дощечки товарищу. Ифигенияне верит своим глазам. «Да, я твой брат Орест! — кричит Орест. — Я помню тканное тобойпокрывало, где ты изобразила затмение солнца, и прядь волос, которую ты оставила матери,

и прадедовское копье, которое стояло в твоем тереме!» Ифигения бросается ему в объятия —подумать только, она чуть не стала убийцей брата! Ликующими песнями празднуют они узнание.Сбылось нечаянное, но осталось главное: как же Оресту добыть и увезти кумир Артемидыиз таврического храма? Храм под охраной, и со стражей не сладить. «Я придумала! —говорит Ифигения, — я обману царя хитростью, а для этого скажу ему правду. Я скажу,

что ты, Орест, убил свою мать, а ты, Пилад, помогал ему; поэтому оба вы нечисты,

и прикосновение ваше осквернило богиню. И над вами и над статуей нужно совершитьочищение — омовение в морской воде. Гак и вы, и я, и статуя выйдем к морю — к вашемукораблю». Решение принято; хор поет песню в честь Артемиды, радуясь Ифигении и завидуя ей: онавернется на родину, а им, прислужницам, еще ДОЛГО тосковать на чужбине.Ифигения выходит из храма с деревянной статуей богини в руках, навстречу ей — царь.

Служение Артемиде — женское дело, царь не знает его тонкостей и послушно верит Ифигении.

Очищение кумира — это таинство, пусть же стража удалится, а жители не выходят из домов,

а сам царь займется окуриванием храма, чтобы у богини была чистая обитель. (Это тоже правда:

богиню нужно очистить от крови человеческих жертвоприношений, а чистая обитель ей будетв афинской земле.) Царь входит в храм, Ифигения с молитвою Артемиде следует к морю,

за ней ведут Ореста и Пилада. Хор поет песню в честь вещего Аполлона, наставителя Ореста:

да, бывают лживы сны, но не бывают лживы боги!Наступает развязка. Вбегает вестник, вызывает царя: пленники бежали, и с ними — жрица,

и с нею — кумир богини! Они, стражники, долго стояли отворотясь, чтобы не видеть таинств,

но потом обернулись и увидели у берега корабль, а на корабле беглецов; стражникибросились к ним, но было поздно; скорее на суда, чтобы перехватить преступников! Однакотут, как часто бывает в развязках у Еврипида, возникает «бог из машины»: над сценоюпоявляется богиня Афина. «Остановись, царь: дело беглецов угодно богам; оставь их в покоеи отпусти вслед им вот этих женщин из хора. А ты смелей, Орест: правь к афинской землеи там на берегу воздвигни святилище Артемиде; человеческих жертв ей больше не будет,

но в память о Тавриде в главный праздник на ее кумир будут брызгать кровью. А ты,

Ифигения, станешь первой жрицей в этом храме, и потомки там будут чтить твою могилу.

А я спешу вам вслед в мои Афины. Вей, попутный ветер!» Афина исчезает, таврический царьостается коленопреклоненным, трагедии конец.

См. также:

Другой Автор Повесть Временных Лет, Карамзин Алексей Михайлович Марфа-посадница Или Покорение Новагорода, Ли Юй Двенадцать Башен, Народные И Древнерусские Произведения Подвиги Геракла, Выбор Пути, Бертольт Брехт Добрый Человек Из Сычуани, Оноре Де Бальзак Шуаны, Или Бретань В 1799 Году

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины

1
1349
2
1272
3
1268
4
1219
5
1198
6
1133
7
1131
8
1002
9
852
10
838
11
821
12
816
13
801
14
788
15
782
16
761
17
737
18
702
19
687
20
657