Поиск в словарях
Искать во всех

Краткие содержания произведений - еврипид - ипполит

Еврипид - ипполит

еврипид - ипполит
В древних Афинах правил царь Тесей. Как у Геракла, у него было два отца — земной, царьЭгей, и небесный, бог Посейдон. Главный свой подвиг он совершил на острове Крите: убилв лабиринте чудовищного Минотавра и освободил Афины от дани ему. Помощницей ему былакритская царевна Ариадна: она дала ему нить, следуя которой он вышел из лабиринта. Ариадну онобещал взять в жены, но ее потребовал для себя бог Дионис, и за это Тесеявозненавидела богиня любви Афродита.Второй женой Тесея была воительница-амазонка; она погибла в бою, а Тесею оставила сынаИпполита. Сын амазонки, он не считался законным и воспитывался не в Афинах,

а в соседнем городе Трезене. Амазонки не желали знать мужчин — Ипполит не желал знатьженщин. Он называл себя служителем девственной богини-охотницы Артемиды, посвященнымв подземные таинства, о которых рассказал людям певец Орфей: человек должен быть чист,

и тогда за гробом он обретет блаженство. И за это его тоже возненавидела богиня любвиАфродита.Третьей женой Тесея была Федра, тоже с Крита, младшая сестра Ариадны. Тесей взял ее в жены,

чтобы иметь законных детей-наследников. И здесь начинается месть Афродиты. Федра увиделасвоего пасынка Ипполита и влюбилась в него смертной любовью. Поначалу она одолевала своюстрасть: Ипполита не было рядом, он был в Трезене. Но случилось так, что Тесей убилвосставших на него родственников и должен был на год удалиться в изгнание; вместес Федрой он переехал в тот же Трезен. Здесь любовь мачехи к пасынку вспыхнула вновь;

Федра обезумела от нее, заболела, слегла, и никто не мог понять, что с царицей. Тесейуехал к оракулу; в его отсутствие и произошла трагедия.Собственно, Еврипид написал об этом две трагедии. Первая не сохранилась. В ней Федра самаоткрывалась в любви Ипполиту, Ипполит в ужасе отвергал ее, и тогда Федра клеветалана Ипполита вернувшемуся Тесею: будто бы это пасынок влюбился в нее и хотел ееобесчестить. Ипполит погибал, но правда открывалась, и только тогда Федра решалась покончитьс собой. Именно этот рассказ лучше всего запомнило потомство. Но афинянам онне понравился: слишком бесстыдной и злой оказывалась здесь Федра. Тогда Еврипид сочинилоб Ипполите вторую трагедию — и она перед нами.Начинается трагедия монологом Афродиты: боги карают гордецов, и она покарает гордецаИпполита, гнушающегося любовью. Вот он, Ипполит, с песней в честь девственной Артемидына устах: он радостен и не знает, что сегодня же на него обрушится кара. Афродитаисчезает, Ипполит выходит с венком в руках и посвящает его Артемиде — «чистойот чистого». «Почему ты не чтишь и Афродиту?» — спрашивает его старый раб. «Чту,

но издали: ночные боги мне не по сердцу», — отвечает Ипполит. Он уходит, а раб молитсяза него Афродите: «Прости его юношескую надменность: на то вы, боги, и мудры, чтобыпрощать». Но Афродита не простит.Входит хор трезенских женщин: до них дошел слух, что царица Федра больна и бредит. Отчего?Гнев богов, злая ревность, дурная весть? Навстречу им выносят Федру, мечущуюся на ложе, с неюстарая кормилица. Федра бредит: «В горы бы на охоту! на цветочный Артемидин луг!на прибрежное конское ристалище» — все это Ипполитовы места. Кормилица уговаривает: «Очнись,

откройся, пожалей если не себя, то детей: если умрешь — не они будут царствовать,

а Ипполит». Федра вздрагивает: «Не называй этого имени!» Слово за слово: «причина болезни— любовь»; «причина любви — Ипполит»;«спасение одно — смерть». Кормилица выступает против: «Любовь — всесветный закон; противитьсялюбви — бесплодная гордыня; а от всякой болезни есть лекарство». Федра понимает это словобуквально: может быть, кормилица знает какое-нибудь целительное зелье? Кормилица уходит; хор поет:

«О, да минет меня Эрот!»Из-за сцены — шум: Федра слышит голоса кормилицы и Ипполита. Нет, речь былане о зелье, речь была о любви Ипполита: кормилица все ему открыла — и напрасно. Вот онивыходят на сцену, он в негодовании, она молит об одном: «Только ни слова никому, ты ведьпоклялся!» — «Язык мой клялся, душа моя ни при чем», — отвечает Ипполит. Он произносит жестокоеобличение женщин: «О если бы можно было без женщин продолжать свой род! Муж тратитсяна свадьбу, муж принимает свойственников, глупая жена тяжка, умная жена опасна, — я сдержуклятву молчания, но я проклинаю вас!» Он уходит; Федра в отчаянии клеймит кормилицу:

«Проклятие тебе! смертью я хотела спастись от бесчестья; теперь вижу, что и смертьюот него не спастись. Осталось одно, последнее средство», — и она уходит, не называя его.

Это средство — возвести на Ипполита вину перед отцом. Хор поет: «Ужасен этот мир! бежать быиз него, бежать бы!»Из-за сцены — плач: Федра в петле, Федра скончалась! На сцене — тревога: являетсяТесей, он в ужасе от неожиданного бедствия. Дворец распахивается, над телом Федрыначинается общий плач, Но отчего она покончила с собой? В руке у нее — писчие дощечки;Тесей читает их, и ужас его — еще больше. Оказывается, это Ипполит, преступный пасынок,

посягнул на ее ложе, и она, не в силах снести бесчестья, наложила на себя руки. «ОтчеПосейдон! — восклицает Тесей. — Ты когда-то обещал мне исполнить три моих желания, — вотпоследнее из них: накажи Ипполита, пусть не переживет он этого дня!»Появляется Ипполит; он тоже поражен видом мертвой Федры, но еще больше — упреками, которыеобрушивает на него отец. «О, почему нам не дано распознавать ложь по звуку! — кричит Тесей.

— Сыновья — лживее отцов, а внуки — сыновей; скоро на земле не хватит места преступникам.»Ложь — твоя святость, ложь — твоя чистота, и вот — твоя обличительница. Прочь с глаз моих —ступай в изгнание!««Боги и люди знают — я всегда был чист; вот тебе моя клятва,

а об иных оправданиях я молчу, — отвечает Ипполит. — Ни похоть меня не толкалак Федре-мачехе, ни тщеславие — к Федре-царице. Вижу я: неправая из дела вышла чистой,

а чистого и правда не спасла. Казни меня, если хочешь». — «Нет, смерть была бы тебемилостью — ступай в изгнание!» — «Прости, Артемида, прости, Трезен, простите, Афины! не былоу вас человека чище сердцем, чем я». Ипполит уходит; хор поет: «Судьба переменчива, жизньстрашна; не дай мне бог знать жестокие мировые законы!»Проклятие сбывается: приходит вестник. Ипполит на колеснице выехал из Трезена тропоймеж скал и берегом моря. «Не хочу я жить преступником, — взывал он богам, — а хочулишь, чтобы отец мой узнал, что он не прав, а я прав, живой или мертвый». Тут моревзревело, вскинулся вал выше горизонта, из вала встало чудище, как морской бык; конишарахнулись и понесли, колесницу ударило о скалы, юношу поволокло по камням. Умирающегонесут обратно во дворец. «Я отец ему, и я обесчещен им, — говорит Тесей, — пусть же онне ждет от меня ни сочувствия, ни радости».И тут над сценой является Артемида, богиня Ипполита. «Он прав, ты не прав, — говорит она.

— Не права была и Федра, но ею двигала злая Афродита. Плачь, царь; я делю с тобою твоюскорбь». На носилках вносят Ипполита, он стонет и молит добить его; за чьи грехи онрасплачивается? Артемида наклоняется над ним с высоты:«Это гнев Афродиты, это она погубила Федру, а Федра Ипполита, а Ипполит оставляетбезутешным Тесея: три жертвы, одна несчастнее другой. О, как жаль, что боги не платятсяза судьбу людей! Будет горе и Афродите — у нее тоже есть любимец охотник Адонис, и онпадет от моей, Артемидиной, стрелы. А тебе, Ипполит, будет в Трезене вечная память,

и каждая девушка перед замужеством будет приносить тебе в жертву прядь волоо. Ипполитумирает, простив отца;хор заканчивает трагедию словами: «Будут литься потоками слезы о нем — / Если мужа великогорок ниспроверг — / Его смерть незабвенна навеки!»

См. также:

Гомер Одиссея, Еврипид Геракл, Франсуа Фенелон Приключения Телемака, Другой Автор Повесть Временных Лет, Софокл Царь Эдип, Гогольнв Ночь Перед Рождеством

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины

1
1349
2
1271
3
1268
4
1218
5
1197
6
1132
7
1131
8
1001
9
851
10
838
11
821
12
816
13
801
14
788
15
781
16
760
17
736
18
701
19
687
20
657