Литературная энциклопедия - гейерманс
Связанные словари
Гейерманс
Г. сблизился с последней группой, вступил в соц.-дем. партию и основал ежемесячный художественный журнал «De jonge Gids», в к-ром и опубликовал свои первые рассказы и драмы. Излюбленной темой Г. является гибель мелкой буржуазии под напором крупного капитала. Г. и обрушивается в своих многочисленных драмах (некоторые из них переведены на русский яз.
) на капитализм, вскрывая методы капиталистической эксплоатации, как напр. в драмах «Ghetto» (Гетто, 1898) или «О Hoop van Zegen » (Гибель «Надежды», 1900); в драме «Het Zevende Gebod» (Седьмая заповедь) разоблачается вся ложь буржуазного брака, а в «Allerzielen» (Всех скорбящих) фальшь церковного учения. Особенно заострены социальные проблемы в «Schakels», «Uitkomst» и «Eva Bonheur».
Иногда герои Г. иронизирующие, смеющиеся сквозь слезы философы (например Мотейс в «De opgaande Zon» «Восходящее солнце»), или наивно детские натуры (старик Панкрас в «Schakels», больной Ян в «Uitkomst»). Некоторые персонажи его драм погибают молчаливо и покорно, другие, как Рафаэль в «Гетто», матрос Геерт в «Гибели Надежды », протестуют против гнета и призывают к сопротивлению.
Кроме драм Г. написал ряд романов и рассказов: «Trinette» (1893); «Interieurs» (1897); «Kamert jeszonde» (1898); «Diamandstad» (1903) и 19 томиков рассказов «Schetsen van Falkland» (1896-1915).Сила Г. в реалистическом изображении бедственного положения и страданий мелкобуржуазных слоев (особенно еврейских) и рабочих: рыбаков в «Гибели Надежды », горняков в «Gluck auf», земледельческих рабочих в «Ora et labora», городского пролетариата в «Diamandstad» и «Droomkonnikje». Но по существу Г. в своих социальных воззрениях остается мелкобуржуазным протестантом. Он не понимал исторической роли рабочего класса и в его произведениях напрасно искать классово-сознательного промышленного пролетария.Как художник-натуралист Г. любит детали, стремится к точному и всестороннему воспроизведению среды, в которой выросли и действуют его герои. Его стиль слагался гл. обр. под влиянием французского натуралистического романа, сохраняя однако свои особенности. Драмы Г. отличаются сжатым построением, меткими характеристиками и живыми диалогами. Он является самым крупным драматургом в новейшей голландской литературе. На русской сцене шли: «Гибель Надежды » и «Всех скорбящих».Библиография:
I. Седьмая заповедь, Бытовая ком., перев. под ред. М. Гельрота, изд. «Джалита», Ялта, 1904; Гибель «Надежды», Драма из жизни голландских рыбаков, перев. под ред. В. Засулич, изд. «Новый мир», СПБ., 1906 (переиздано «Театр. отд. Нар. ком. по просв.», П., 1918); Всех скорбящих, Драма, перев. А. Израильсона, изд. «Антик», М., 1907; То же, перев. Матерна и Воротникова, изд. «Театр. биб-ки Губполитпросвета МОНО»; То же, изд. «Моск. театр. изд-ва», М., 1925; Глаза, или необычайные переживания Иоба, изд. «Вестн. ин. лит-ры», СПБ., 1911; Город бриллиантов (сокр. изд.), перев. С. Ж., под ред. и с предисл. А. Г. Горнфельда, изд. «Всемирная литература», П., 1920.
II. Ankersmit J. F., Ein sozialdemokratischer Theaterkritiker, В., «Neue Zeit», XIX, 1901, стр. 811-814; Его же, In memoriam H. Heijermans, «De socialist. Gids», дек., 1924, стр. 1025-1029. .
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 900 | |
2 | 743 | |
3 | 669 | |
4 | 658 | |
5 | 629 | |
6 | 513 | |
7 | 495 | |
8 | 484 | |
9 | 483 | |
10 | 481 | |
11 | 478 | |
12 | 454 | |
13 | 453 | |
14 | 442 | |
15 | 437 | |
16 | 432 | |
17 | 428 | |
18 | 425 | |
19 | 425 | |
20 | 410 |