Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - калинин

Калинин

калинин

КАЛИНИН Федор Иванович (1883-1920) критик-коммунист. Сын крестьянина-ткача.Работал с 12 лет столярным учеником, наборщиком, ткачом. В 1901 арестован, просидел 15 месяцев в тюрьме, сослан на три года в Архангельскую губ. В конце 1905 снова арестован и просидел 3 года в тюрьме. Затем уехал в Италию, слушал лекции в Каприйской партийной школе и, после недолгой поездки в Россию, эмигрировал во Францию, где и оставался до 1917.

Дебютировал в 1912 статьей «Типы рабочих в лит-ре». После октябрьской революции один из вождей пролеткультовского движения, теоретик пролетарской лит-ры эпохи гражданской войны и работник Наркомпроса. Печатался в журн. «Грядущее» и «Пролетарская культура».Подобно другому критику-рабочему того времени П. Бессалько К.

отразил в своих статьях и сильные и слабые стороны пролетарского лит-ого движения эпохи военного коммунизма. К. пламенный энтузиаст пролетарской культуры, нового классового искусства пролетариата. С темпераментом подлинного революционного борца К. ратовал за торжество пролетарской сознательности, за преодоление идеологических влияний крупной и мелкой буржуазии, против всяких компромиссов в области идеологии.

С особой настойчивостью разоблачал К. иррационализм, мистицизм, интуитивизм буржуазии, в эпоху заката капитализма порвавшей с культом науки и разума. В частности К. удачно критиковал мистические и интуитивистские теории художественного творчества и вдохновения. Из этого стремления дать отпор чуждым классовым влияниям и разоблачить иррационализм умирающей буржуазии вытекало резкое нападение К.

на футуризм с его заумью. Несмотря на чрезмерную прямолинейность, оно было необходимо в целях разоблачения декадентских корней футуризма и отпора стремлениям футуристов монополизировать пролетарское искусство. В статье «Путь пролетарской критики и „Поэзия рабочего удара А. Гастева», К. правильно подметил ряд черт классовой психологии пролетариата, нашедших себе выражение в творчестве пролетарских поэтов первого призыва, особенно коллективизм и индустриализм.

Правильно в основном наметил К. и путь к созданию новых форм пролетарской поэзии: «Понятный и прочувствованный смысл содержания вынудит, в силу своей внутренней логики, искать такую комбинацию форм, к-рая с наибольшей силой и яркостью его выражает. Правда, этот путь сознательных и упорных поисков формы через содержание труден, но он единственно верный для выявления своего лица».

Эти черты лит-ой деятельности К. значительно содействовали сознательному оформлению и росту пролетарской поэзии того времени и обеспечивают К. почетное место в истории пролетарского лит-ого движения.Однако огромное влияние на К. идей А. А. Богданова обусловило неизбежность ряда идеологических ошибок, порою очень серьезных. В момент величайшего обострения политической борьбы пролетариата, требующего максимального политического заострения пролетарской поэзии, К.

, вслед за Богдановым, высказывался за оттеснение непосредственно боевых злободневных мотивов в пользу «эпохальных» задач рабочего класса. В статье о Гастеве К. выражает сожаление, что «преобладающими мотивами их (пролетарских поэтов) является отражение современной революционности настроений» и что «основных положительных пролетарских мотивов... почти нет совсем».

Этот разрыв между боевыми и «положительными» мотивами, целиком совпадавший с борьбой Богданова против «солдатских» мотивов в пролетарской поэзии, несомненно содействовал отрыву поэтов Пролеткульта и «Кузницы» от повседневной политической практики пролетариата и подготовлял почву для кризиса пролетарской поэзии в 1921.К. разделял методологическую ошибку Богданова, выводя особенности формы пролетарской поэзии непосредственно из техники фабрично-заводского производства.

Диалектика содержания и формы понималась К. несколько упрощенно и, в значительной мере, механистически. Крупной ошибкой К. является его тезис, что интеллигент не может стать пролетарским художником (в ту же ошибку впал и Бессалько). Характерно, что для обоснования этого ошибочного тезиса К. пришлось преувеличить роль подсознания в поэзии, делая тем самым уступку ненавистному ему интуитивизму.

Пролетарское лит-ое движение восстановительного периода (эпоха «Октября» и ВАППа), опираясь на ценные стороны взглядов К. и др. теоретиков пролетарской поэзии 1918-1920, преодолело в то же время их многочисленные ошибки.

Библиография:

I. Типы рабочих в литературе, «Новый журнал для всех», 1913, IX; Бессалько П. и Калинин Ф., Проблемы пролетарской культуры, П., 1919.

II. Памяти Ф. Калинина, Сб., П., 1920; Кривцов С., Рецензия на кн. Бессалько и Калинина, «Пролетарская культура», 1920, XIII-XIV; «Ф. И. Калинин», «Пролетарская культура», 1920, XIII-XIV (некролог). .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  КАЛИНИН название г. Тверь в 1931-90. ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  КАЛИНИН Анатолий Вениаминович (род. 1916), русский писатель. Сельские очерки "На среднем уровне" (1954). Роман "Суровое поле" (1958), повести "Эхо войны" (1963), "Возврата нет" (1971), "Цыган" (1960-89; экранизация 1967) о Великой Отечественной войне и её последствиях. Книги о М. А. Шолохове.2. ...
Русская энциклопедия
3.
  КАЛИНИН Михаил Иванович (1875 1946), председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (с 1919), председатель ЦИК СССР (с 1922), председатель Президиума Верховного Совета СССР (с 1938). Член Петербургского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса". С 1912 член русского бюро Центрального Комитета Российской Социал-демократической Рабочей партии. Член Политбюро Центрального Комитета партии с 1926 (кандидат с 1919). Входил в ближайшее политическое окружение И.В. Сталина; фактически санкционировал массовые репрессии 1930 40-х гг. ...
Современная энциклопедия
4.
  (до 1931 Тверь), город, центр Калининской области РСФСР. Речной порт на р. Волга при впадении в неё р. Тверца. Возник в XII в. В XIII-XV вв. центр Тверского княжества. С 1485 в составе Московского государства. Застройка города началась после пожара 1763 по плану (1763-67, архитекторы П. Р. Никитин, М. Ф. Казаков, А. В. Квасов и др.), основанного на трехлучевой композиции, с 4 площадями на центральной магистрали. На главной площади (бывшая Фонтанная, ныне Ленина) ансамбль классицистических зданий, предназначавшихся для магистрата (1771-76), Дворянского дома (1766-70), школы (1786). Среди памятников архитектуры классицизма также Путевой дворец Екатерины II (1763-67, архитектор М. Ф. Казаков), церковь Вознесения (1826), Дворянское собрание (1842; колонный зал по типу московского). Памятник Афанасию Никитину (1955, скульптор С. М. Орлов, архитектор Г. А. Захаров), И. А. Крылову (1959, скульпторы С. Д. Шапошников, Д. В. Горлов), А. С. Пушкину (1974, скульптор О. К. Комов и др.), М. Е. Салтыкову-Щедрину (1976, Комов, архитектор Н. А. Ковальчук). Калининская картинная галерея.Литература: (Н. И. Мазурин), Калинин. Путеводитель, (3 изд.), М., 1974. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред....
Художественная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины