Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - кастильоне

Кастильоне

кастильоне
КАСТИЛЬОНЕ Бальдасар (Baidasare Castiglione, 1478-1526), итальянский политический деятель и писатель. Получил классическое воспитание в гуманистической школе и рыцарское при дворе Моро. После падения Сфорца поступил на службу к Франческо Гонзага, а затем к урбинскому герцогу Гвидобальдо ди Монтефельтро, двор к-рого описан им в «Книге о царедворце» (Il libro del Cortegiano).Эта книга представляет собой ряд связанных единством идеи и действующих лиц диалогов, в к-рых дается исчерпывающее описание совершенного придворного. Это своего рода рыцарский устав, отражающий новые социальные отношения в период наивысшего расцвета Ренессанса. Наряду с «Неистовым Роландом»» Ариосто и новеллами Банделло «Книга о царедворце» представляет собой один из наиболее замечательных памятников эпохи нарождающейся феодально-католической реакции. Ариосто в поисках идеального рыцаря вынужден углубиться в средние века, реставрировать далекий мир феодального эпоса, лишь слегка трансформируя его в целях сближения с современностью, Кастильоне формирует образ своего совершенного рыцаря из материала, к-рый в изобилии представляет ему усложнившаяся социальная обстановка Италии.

В конечном счете его царедворец тот же паладин средневекового феодального властелина; однако не в одной беззаветной вассальной преданности и отваге его главное оружие: он реальный политик, пользующийся в интересах своего классового господства всем тем арсеналом средств, с к-рым победоносно выступала на историческую сцену городская буржуазия: свободные искусства, положительные науки, личные качества (virtu в широком смысле этого слова).

Его царедворец синтетический образ помещика XVI в., приобревший все преимущества образованности и светскости для того, чтобы укрепить свои социальные и политические привилегии. «Книга о царедворце» так. обр. идеологически оформляет то классовое расслоение, к-рое характеризует эпоху упадка Ренессанса, кладет резкую грань между борющимися социальными группами, городской буржуазией и дворянством, и в этом отношении, несмотря на внешне спокойную форму беседы, предназначенной для развлечения, является не чем иным, как боевым манифестом аристократии, призывающим дворянство к восстановлению феодальных традиций и упрочению их с помощью оружия.

Этой острой социально-политической установкой и объясняется тот громадный, успех, к-рый имела эта книга в странах, где усиленно проводилась или подготовлялась дворянско-помещичья реставрация.

Библиография:

I. Il cortegiano, con una prefazione di O. Bacci, 1915.

II. Бургхардт Я., Культура Италии в эпоху Возрождения, 2 тт.

, СПБ., 1905-1906; Хоментовская А. И., Кастильоне, друг Рафаэля, П., 1923; Дживелегов А., Очерки итальянского Возрождения. Кастильоне, Аретино, Челлини, М., 1929; Cian V., Candidature nuziali di Castiglione, 1892; Marcello S., La cronologia del «Cortegiano» di B. Castiglione, 1895; Jackson T. G., A holiday in Umbia and the «Cortegiano» of Castiglione, 1917; Cartwright I., B. Castiglione the perfekt courtier, his life and letters, 1908. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  , Джованни Бенедетто (Castiglione, Giovanni Benedetto), прозв. Иль Грекетто Ок. 1610, Генуя — 1665, Мантуя. Итальянский живописец и офортист, изобретатель техники монотипии. Мастер генуэзской школы. Учился у Дж. Б. Паджи и Дж. А. де Феррари. Работал в Генуе, Венеции, Риме, с 1648 занимал пост придворного живописца в Мантуе. Испытал влияние Рубенса и других мастеров фламандской школы, Пуссена, изучал живопись и офорты Рембрандта. Обращение к искусству ряда ведущих живописцев XVII в. и к традициям генуэзской школы способствовало развитию живописного таланта Кастильоне. Его камерные по характеру композиции отличают свобода легкого, динамичного мазка, прозрачность красок, тональное богатство света и светотеневых переходов, теплая и мягкая красочная гамма. Излюбленная тема Кастильоне — сельская сцена, пастораль, которая предстает у него и в мифологическом (Фавн и пастушка, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), и в библейском облике (Ноев ковчег, Дрезден, Картинная галерея; Встреча Исаака и Ревекки, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Вход животных в Ноев ковчег, Путешествие Иакова, обе — Милан, галерея Брера).Лит.: Delogu G. G.-B. Castiglione, detto...
Энциклопедия европейского искусства

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины