Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - маска

Маска

маска

1. Личина, изображение головы или лица человека, животного, мифического существа, закрывающее лицо маскирующегося и приспособленное для ношения во время культового или драматического действа. Возникновение и развитие М., широко представленной у народов первобытной культуры, находится в тесной связи с рядом весьма древних религиозно-магических представлений анимизмом, тотемизмом и т. п. Драма народная.

2. При развитии из культового действа драмы, в частности античной трагедии и комедии, М. одна из форм (наиболее распространенных) изменения наружности актера, придающая его лицу соответствующее действию выражение. Драма (античная).

3. В эпоху Ренессанса М. и масочные комедии и интермедии, отчасти сохраняющие традицию мима, отчасти идущие под знаком возрождения античных форм драмы, но по существу представляющие новый этап в развитии драмы, под разными названиями распространяются по всей Европе. Commedia dell’arte.

4. Поскольку комедия М. ограничивается перестановкой сплетенных интригой статических образов, не давая ни развития этих образов ни развернутой их характеристики, М. как литературоведческий термин обозначает отмеченный лишь несколькими показательными чертами статический и тем самым условный, противоположный типу образ. О применимости и методологической значимости термина «М.» в литературоведении см. Тип.

Библиография:

«Восточный театр», Сб., изд. «Academia», Л., 1929; Гагеман К., Игры народов, 3 чч., Л., 1923-1924; Reich H., Der Mimus, 1903; Robert C., Die Masken der neuern attischen Komodie, 1911; Brolacek, Die englischen Maskenspiele, Lpz., 1920; Perzinski F., Japanische Masken, 1925.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  МАСКА (франц. masque) -1) накладка с вырезами для глаз, скрывающая лицо, иногда с изображением человеческого лица, головы животного или мифического существа. Маски ритуальные надевались исполнителями религиозных обрядов в первобытных культах. Маски театральные употреблялись в античном театре, скоморохами, в итальянской комедии дель арте, традиционном театре Японии, Юж. и Юго-Вост. Азии и др.2) Слепок из гипса и др. материалов, снятый с лица умершего. У многих народов древности на лицо погребенного накладывали погребальные маски из золота и др.3) В медицине маска для наркоза, физиотерапевтических процедур, марлевая, асептическая.4) В косметике слой крема, лекарственного состава, наложенный на лицо или шею для лечения, ухода за кожей.5) Предмет защитного снаряжения спортсмена (в фехтовании, хоккее и др.), предохраняет лицо от травмы. ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  Маска (Masque)форма увеселения, излюбленное украшение придворных празднеств, на ранних стадиях существования (в XIV в.) схожее с "праздничной пантомимой": молодые люди в масках, с факелами, в сопровождении музыкантов неожиданно врывались в дом, танцуя, иногда вручая подарки и приглашая зрителей принять участие в танце. Постепенно зрелищная сторона действия обрела определенную форму и наполнилась содержанием. Маска стала своеобразным придворным увеселением, с довольно сложным этикетом, особого рода текстами и аллегорическими представлениями.Развитие масок достигло наивысшего расцвета при дворе Якова I. Признанными мастерами этого жанра были Иниго Джонс (Inigo Jones), который писал сценарии масок, и Бен Джонсон, сочинявший для них тексты. В этот период для масок были одинаково важны как литературные, так и театральные элементы действия. Шекспир не писал масок как таковых, но элементы подобных увеселений присутствуют в некоторых его пьесах, таких, как "Бесплодные усилия любви", "Ромео и Джульетта" и "Все истинно" ("Генрих VIII"). Шекспир в своих произведениях обычно использовал менее совершенные формы масок, исключение составляет...
Шекспировская энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины