Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - ромашев

Ромашев

ромашев

РОМАШЕВ Борис Сергеевич (1895-) драматург. Родители актеры. Учился в Московском ун-те. Был актером и режиссером. Дебютировал как писатель Р. небольшим рассказом «Попово веселье» («Веселый альманах», изд. «Круг», 1923). Одной из первых работ Р. была кино-комедия «Его спасает небо», содержание к-рой основано на ходячих представлениях об Америке.

Пьеса построена на, стремительно разворачивающемся сюжете с двойниками и тайнами.Характерным для драматургического творчества Р. является постановка общественно-политических проблем современности на конфликтах общественных и семейно-бытовых. К литературным качествам его пьес необходимо отнести их театральность, бытовую живописность. Сказывающийся в ранних вещах Р. натурализм неуклонно преодолевается им, центральным становится изображение общественных связей и деятельность людей.Первая драма «Федька-есаул» поставлена Студией Малого театра в 1924. Сюжет пьесы конфликт между мужем-белогвардейцем и женой, связавшей свою судьбу с трудовым казачеством. Драматическое построение схематично, в стиле мелодрамы. Краски кладутся плакатно. Язык грубоват, засорен провинциализмами.

Создала известность Р. пьеса «Воздушный пирог» (театр Революции, 1925). Ее тема крушение остатков капиталистических элементов, активизировавшихся в начале нэпа. Герри пьесы банковские служащие, мелкие дельцы, уголовный элемент. Жизненной фигурой, доведенной до типизации, получился у Р. Семен Рак, неугомонный и жизнерадостный пройдоха, спекулянт и комбинатор.

Герои-коммунисты Коромыслов, Гусаков схематичны. Множество эпизодов, плакатность отдельных персонажей дань увлечения Р. левым театром, в значительной мере формально воспринятым.«Конец Криворыльска» мелодрама (театр Революции, 1926) показывает быт уездного города, его партийную верхушку, комсомол, местную интеллигенцию, белогвардейцев, прячущихся под чужими именами. Пьеса сохранила черты уголовной хроники. Но и в постановке самой темы (рождение нового города) и в обрисовке некоторых персонажей (Роза Бергман, военком Мехоношев) видно стремление Р. к освещению новых сторон действительности, что выгодно отличает позднее пьесу «Бойцы».

«Огненный мост» (1929, Малый театр) и «Смена героев» (1930, Малый театр) посвящены проблемам интеллигенции в ее отношении к революции и социалистическому строительству.Темы эти ставились автором в значительной мере отвлеченно. Героиня «Огненного моста» Ирина Дубравина идет в революцию через некоторое внутреннее очищение. Положительное решение проблемы дается Ромашевым абстрактно-психологически, без того непосредственного знания быта, к-рое создало успех «Воздушного пирога» и «Конца Криворыльска».

В «Смене героев», посвященной жизни провинциального актерства, автор проявляет большую наблюдательность, но не Поднимается до подлинного художественного обобщения. Отдельные фигуры в этих пьесах (политкомиссар Штанга) свидетельствуют о стремлениях Р. к преодолению схематичности в обрисовке передовых людей класса.Особый интерес как по тематике, так и по характеру выведенных в ней героев представляет пьеса «Бойцы», получившая третью премию на Правительственном конкурсе 1933 (Малый театр и ЦТКА в 1934). «Бойцы» серьезная пьеса, посвященная изображению жизни Красной армии в мирной обстановке.

Пьеса получила высокую оценку советской общественности. Оптимистическое мироощущение, бодрость, жизненная простота персонажей положительные стороны «Бойцов». Особенно удалась Р. фигура командира корпуса Гулина бывшего батрака, героя гражданской войны, человека незаурядного, одного из тех людей, каких могла воспитать только Великая пролетарская революция.

Библиография:

I. Федька-есаул. Драма в 3 д., М., 1924; То же, изд. 4, М., 1929; Воздушный пирог. Комедия в 5 д., М., 1925; Его спасает небо. Кино-комедия в 4 д., М., 1925; Конец Криворыльска. Сатирическая мелодрама в 5 д., Л., 1927; Огненный мост. Драма в 5 д., М., 1930; Смена героев.

Пьеса в 4 д., М., 1933; Бойцы. Пьеса в 4 д., ГИХЛ, М., 1934; Пьесы. Предисл. В.Млечина, Гослитиздат, М., 1935 (вышло 4 пьесы).

II. Кольцов Мих., Воздушный пирог (Театр Революции), «Правда», 1925, №45, 24 февр.; Вакс Бор., Б.Ромашев, «На литературном посту», 1927, №24. Отзывы: ВолькенштейнВ., «Печать и революция», 1925, III; ТарасенковА., «Литературная газета», 1934, №21, 22 февр.

; Орловский Сергей, «Известия ЦИК и ВЦИК СССР», 1934, 24 марта; Р.С., По поводу «Бойцов» Б.Ромашева, «Знамя», 1934, №5; ЕрмиловВ., Театральные письма, «Литературная газета», 1934, №64, 22 мая (о «Бойцах»); ОружейниковН., «Бойцы» Б.Ромашева в Малом театре и театре Красной армии, «Литературная газета», 1934, №41, 4 апреля; РозенцвейгБ., «Бойцы» Ромашева, «Комсомольская правда», 1934, №77, 1 апреля (в Малом театре и театре Красной армии); РомашевБ., Как ставились «Бойцы», «Знамя», 1934, №6; БочачерМ., Октябрь», 1934, №6; СубоцкийЛ., Кузница пролетарских полководцев, «Правда», 1934, №100, 11 апр. («Бойцы» в Малом театре и ЦТКА). .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины