Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - волынский

Волынский

волынский
ВОЛЫНСКИЙ Аким Львович (1863-1926) (литературный псевдоним, настоящая фамилия Флексер) литературный критик и искусствовед. Один из ранних идеологов русского модернизма, известного вначале под названием «декадентства», позже отстоявшегося в школу импрессионизма и символизма. Сейчас же по окончании университета (1889) В. принимает участие в журнале «Северный вестник», культивирующем первые ростки художественного модернизма. Здесь он помещает свою первую большую философскую статью «Критические и догматические элементы философии Канта» («Сев.

вестник», 1889, кн. VI, IX-XII), которую рассматривает как «попытку пропаганды критического идеализма». Этот критический идеализм вскоре сделался лозунгом возродившегося к концу века среди русской интеллигенции философского умонастроения. Мировоззренчески эта философия обосновывала идеи этического индивидуализма, которые должны были нанести удар «перевернутому вверх ногами Гегелю», то есть марксизму, а в своей общественно-политической программе декларировала идеи «буржуазной свободы» или их анархо-романтические разновидности (вплоть до прихода антихриста).

В искусстве этот метафизический индивидуализм порождает импрессионизм. Импрессионизм принимал мир только через ощущения художника, отрицая всякую реальность вне такого субъективного его восприятия. Исчезает народническая вера в «просветительное» искусство, в искусство-истину, искусство морально-демократических заданий. Идет искусство, отворачивающееся от «вопросов суетной политики» и целиком окунувшееся в мистические глубины субъективных переживаний.Статьи В. о «русских критиках», печатавшиеся в «Северном вестнике» в период 1890-1895 под заглавием «Литературные заметки» (и потом вышедшие отдельной книгой: «Русские критики», Литературные очерки, СПБ.

, 1896), резко восстают против всякого позитивизма в искусстве и в системе художественной мысли. В. против Добролюбова за то, что он не знал «никаких широких увлечений с кипением всех чувств», против Чернышевского за «грубость и неискусность» его «материалистических положений», против «реалистического утилитаризма» Писарева и т.

д. За «русских критиков» на В. в свое время жестоко обрушился Г. В. Плеханов, к-рый в статье «Судьбы русской критики» (в сборнике «За двадцать лет», СПБ., 1905; 2-е изд., СПБ., 1906; 3-е изд., СПБ., 1909; перепеч. в сб. статей «Литература и критика», т. I, М., 1922 и в «Сочинениях», т. X, Гиз, М., 1924; первонач. в «Новом слове», 1897, VII) показал, что если В. кажется, что он полностью преодолел те философские грехи, к-рые накопились за русской общественной мыслью, то в действительности имеет место нечто совершенно иное. «На самом же деле его взгляды являются возведением этих самых грехов в квадрат, если не в четвертую степень. Его теоретическая философия сводится к совершенно бессодержательным фразам; его практическая философия есть не более, как чрезвычайно плохая пародия на нашу субъективную социологию». Плеханов едко высмеял и стиль писаний В.

В. определяет, напр., Пушкина с таким импрессионистским пафосом: «Светлый гений Пушкина широк и грустен, как русская природа. Раздолье без конца, простор, необъемлемый глазом, бесконечные леса, по которым пробегает таинственный шум, и во всем этом какое-то мленье невыразимой тоски и печали, таков гений русской жизни, такова русская душа» и т.

д. Или о Гоголе: «Повсюду чувствуется стремление оторваться от земной жизни, не оставляющей в душе ничего кроме отчаяния, страстный порыв к небу с широко раскрытыми от ужаса глазами, ищущими пристанища и спасения для измученного сердца».Социально-философский импрессионизм влечет В. то к культу Леонардо да Винчи, к-рому он посвящает большой и восторженный труд («Леонардо да Винчи», издание Маркса, СПБ.

, 1900; 2-е изд., Киев, 1909; первоначально в «Северном вестнике», 1897-1898), то к какому-то мистически надрывному увлечению Достоевским («Книга великого гнева», СПБ., 1904; «Царство Карамазовых», СПБ., 1901; «Ф. М. Достоевский», СПБ., 1906; 2-е изд., СПБ., 1909), то к схоластически-теософской проповеди «иудаизма» в журнале «Новый путь».Широко образованный искусствовед, В.

много внимания уделял театру, а после революции особенно балету. В 1925 он выпустил капитальный труд «Книга ликований» (Азбука классического танца, Ленинград, изд. Хореографического техникума) посвященный обоснованию и защите так наз. «классического балета». Возглавлял ленинградский Хореографический техникум. Печатал ряд статей по вопросам искусства (преимущественно танца) в ленинградском журнале «Жизнь искусства».

Был председателем правления ленинградского отделения Союза писателей (1920-1924), председательствовал в коллегии «Всемирной литературы». Но своим «этическим» и «эстетическим» теориям он оставался слепо верен до конца своей жизни, не осознав их общественной реакционности, даже в условиях совершенно изменившейся социальной обстановки.

Библиография:

I. Молоствов Н. Г., Борец за идеализм, Рига, 1902 (2-е изд., доп., СПБ., 1903); Меньщиков М., Критическое декадентство, в сб. «Критические очерки», т. II, СПБ., 1902; Скабичевский А., Одичание современной молодежи, в «Сочин.», т. II, изд. 3-е, СПБ., 1903; Памяти А. Л. Волынского, сб. под ред. П. Медведева, 1928.

II. Произведения В. и литературу о нем см. у Фомина А. Г., Библиография новейшей русской литературы, в изд. «Русск. литература XX в.», т. II, кн. 5, изд. т-ва «Мир», М. (год не обозначен) и у Владиславлева И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924. .

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ВОЛЫНСКИЙ Аким Львович (1861-1926), критик, искусствовед. Отстаивал "автономию" философско-эстетической критики от публицистики (кн. "Русские критики", 1896, "Борьба за идеализм", 1900). Работы о Леонардо да Винчи, Ф. М. Достоевском, Н. С. Лескове. Исследования о балете: "Проблемы русского балета" (1923), "Книга ликований" (1925).2. ...
Русская энциклопедия
2.
  ВОЛЫНСКИЙ Артемий Петрович (1689 1740), государственный деятель и дипломат. В 1719 30 астраханский и казанский губернатор>, с 1738 кабинет-министр императрицы Анны Ивановны. Противник Э.И. Бирона. Во главе кружка дворян составлял проекты государственного переустройства. Казнен. ...
Современная энциклопедия
3.
  ВОЛЫНСКИЙ (Флексер) Аким Львович (1863-1926) лит. и театр, критик, искусствовед, культуролог. Окончил юрид. ф-т С.-Петербург, ун-та (1886). С 1891 заведовал критич. отделом и был фактич. редактором Петербург. журн. “Северный вестник”, ставшего в 1890-е годы одним из гл. органов символизма (в нем публиковались произв. Н. Минского, К. Бальмонта, Ф. Сологуба, Мережковского, 3. Гиппиус и др. символистов). В “Северном вестнике” были напечатаны и осн. статьи В. о рус. лит-ре и критике. Собрав журнальные статьи, В. выпустил несколько книг: “Борьба за идеализм”, “Царство Карамазовых”, “Книга великого гнева”. В. занимался также историей театр, и изобр. искусства; за работу о Леонардо да Винчи был удостоен звания почетного гражданина г. Милана. В 1900-е гг. В. выступал с имевшими большой успех лекциями о рус. лит-ре и искусстве и проявил себя незаурядным оратором.Работы В. о рус. лит-ре и особенно о рус. критике на рубеже 19-20 вв. были предметом бурных споров. С В. полемизировали представители разл. течений -и марксисты (Г. Плеханов), и символисты (Д. Мережковский).Для подхода В. к явлениям культуры и искусства характерно стремление соединить понятийный, образный...
Энциклопедия культурологии

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины