Античная философия - аттик
Аттик
А. — представитель афинского платонизма, подчеркнуто стремящегося оградить себя от влияния других школ. Поэтому А. поддерживает антиаристотелевские тенденции своего предшественника Кальвена Тавра; оборотной стороной этого оказываются, однако, стоические моменты учения А.
Порядок частей философии, принимаемый Α., этика, физика, логика (ср. Евдора). Первенство этики, по Α., отличает Платона от Аристотеля (начинавшего с логики), как и учение о добродетели (которой, по Платону, одной достаточно для блаженства) и учение о бессмертии индивидуальной души, которого не признавал Аристотель (фр. 1-2; 7 Des Places).
В области физики А. как и Плутарх из Херонеи сторонник понимания демиургического мифа «Тимея» как протяженного во времени процесса. При этом А. считает, что до вмешательства Демиурга неупорядоченная материя, движимая злой душой, существовала вечно, а демиург привел ее в порядок (фр. 4; 23). Проблема творения мира связана для А. с учением о промысле: мир упорядочен потому, что создатель счел это состояние лучшим, нежели беспорядок, и может сохранять это упорядоченное состояние вечно. Демиург, прежде чем создать вещи, мыслит их; эти «мысли божьи» и есть идеи (фр. 9). Т. обр., идеи у А. рангом ниже Демиурга, за что его позднее упрекал Сириан (фр. 40), согласно которому у А. идеями оказываются всеобщие логосы, вечно существующие в душе, с которой тождественна природа (фр. 8).
А. подчеркивает, что мир состоит из 4 элементов, отвергая аристотелевский пятый элемент эфир (фр. 5). Критика эфира для А. принципиальна: называя эфир неаффицируемым телом, Аристотель, по Α., пытается приписать ему свойства умопостигаемой сущности, что для платоников недопустимо. Прокл отмечает, что для А.-комментатора характерно строгое следование тексту Платона (фрг. 14).
Фрагм.: Atticus. Fragments. Texte et. et trad, par Ed. Des Places. P., 1977.
Лит.: Baltes M. Zur Philosophie des Platonikers Attikos, Piatonismus und Christentum: FS fur H. Dorrie. Hrsg. H.-D. Blume. Munst, 1983, S. 38-57; Moreschini C. Attico: una figura singolare del medioplatonismo, ANRWII 36, 1, 1987, p. 477-491. См. также лит. к ст. Средний платонизм.
Ю. А. ШИЧАЛИН
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция
П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин
2008
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 556 | |
2 | 518 | |
3 | 513 | |
4 | 483 | |
5 | 463 | |
6 | 457 | |
7 | 453 | |
8 | 452 | |
9 | 450 | |
10 | 447 | |
11 | 429 | |
12 | 426 | |
13 | 421 | |
14 | 419 | |
15 | 413 | |
16 | 411 | |
17 | 392 | |
18 | 391 | |
19 | 390 | |
20 | 382 |