Античная философия - гиерокл александрийский
Гиерокл александрийский
В комментарии к «Золотым стихам», составленном с пропедевтическими целями и рассчитанном на неподготовленную аудиторию, Г. в основном остается в рамках среднеплатонических доктрин: во главе универсума -ум-демиург; в сфере разумных существ выделяются боги, демоны, души; в мире действует промысл, рок и случай; человек состоит из тела и души, но у души есть собственный носитель, бессмертное светлое тело; добродетели делятся на практические и теоретические. Однако неоплатоническая проблематика Порфирия и послеямвлиховской традиции также была освоена и развита у Г. Как и у Порфирия, материя у Г. не самостоятельное начало, но создана демиургом (хотя и не во времени). В духе после-ямвлиховского платонизма Г. учил о порожденном демиургом и состоящем из разумной души и невещественного тела бессмертном существе, по подобию которого внутримирными богами из неразумной души и смертного тела создан человек. В ряду практических добродетелей Г. помещал богослужебные (τὸ τελεστικόν), освобождающие душу от «вещественных представлений» (ὑλικὰς φαντασίας). Наряду с промыслом, роком и случаем Г. признавал свободу выбора и воли (τὸ ἐφ' ἡμῖν), выдвигая при этом концепцию человеческго разумного существа, способного по собственной воле меняться (становиться хуже), развитую впоследствии Дамаскием и воспринятую Симпликием. Эти представления давали возможность совмещения неоплатонической доктрины с христианством. Учеником Г. был христианский платоник Эней из Газы, «Теофраст» которого повлиял на Захария из Митилены (Схоластика). Г. оказал также значительное влияние на философию Возрождения.
Соч.: In Aureum pythagoreorum carmen commentarius. Rec. F.G. Koehler. Stuttg., 1974; рус. пер.: Пифагорейские «Золотые стихи» с комментарием философа Гиерокла. Пер. и вступ. ст. И. Петер. М., 1995; «Золотые стихи» пифагорейцев с комментарием Гиерокла философа. Пер. под ред. Г. В. Малеванского, ВиР 16, 1897, с. 130-158; 17, с. 177-206; 18, с. 224-254; 20, с. 335-360; 23, с. 429-290.
Лит.: Kobusch Th. Studien zur Philosophie des Hierokles von Alexandrien. Münch., 1976; Hadotl. Hiéroclès et Simplicius. R, 1979; AujoulatN. Le néoplatonisme Alexandrin: Hiéroclès d'Alexandrie. Leiden, 1986; Вдовиченко А. В. Евсевий Кесарийский против Гиерокла, -Раннехристианские апологеты II—IV вв.: Переводы и исследования. М, 2000.
Ю. А. ШИЧАЛИН
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция
П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин
2008
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 556 | |
2 | 518 | |
3 | 513 | |
4 | 483 | |
5 | 463 | |
6 | 457 | |
7 | 453 | |
8 | 452 | |
9 | 450 | |
10 | 447 | |
11 | 429 | |
12 | 426 | |
13 | 421 | |
14 | 419 | |
15 | 413 | |
16 | 409 | |
17 | 392 | |
18 | 391 | |
19 | 390 | |
20 | 381 |