Поиск в словарях
Искать во всех

Античная философия - гиппас

Гиппас

гиппас
ГИППАС (Ἵππασος) из Метапонта (кон. 6 нач. 5 в. до н. э.), пифагорейский философ и ученый. Сведения о его философском учении очень скудны; если Г. и излагал его письменно, то книга эта была рано утрачена. Г. считал, что Вселенная конечна и вечно движется (DK18 AI). Аристотель сообщает, что Г. и Гераклит полагали началом огонь (А 7), Теофраст что они считали душу огненной (А 9). Античная традиция часто объединяет учения Г. и Гераклита (на самом деле они никак не связаны), так что решить, что именно принадлежит Г., крайне трудно. Г. был первым монистом среди пифагорейцев, обычно выдвигавших противоположные начала (напр., горячее-холодное). Пифагореец Гиппон, вероятно полемизируя с Г., считал началом влагу, а душу влажной. Огонь Г. отразился в учении Филолая, у которого все небесные тела вращались вокруг Центрального Огня.

Во время «Килоновой смуты», антипифагорейского выступления конца 6 в., Г. оказался на стороне противников Пифагора (А 5), поэтому поздняя традиция рисует его отступником, присвоившим себе открытия учителя и разгласившим тайну иррациональности (А 4). В действительности Г. и был автором открытия иррациональности V2, оставившего глубокий след в античной математике. (Легенда о разглашении секрета возникла из-за двойного значения слова ἄρρητος: «невыразимый в числах» и «тайный».) В стереометрии ему, возможно, принадлежит построение додекаэдра. Г. был одним из предшественников математического естествознания. Вслед за Пифагором он занимался теорией пропорций в ее приложении к гармонике (А 14-15) и проводил акустические эксперименты (А 12-13). К уже известным гармоническим интервалам (октаве, квинте и кварте) он добавил двойную октаву (4 : 1) и дуодециму (3 : 1). Г., вероятно, первым связал частоту колебаний с высотой звука (А 13) и был автором (ошибочной) идеи о том, что высота звука зависит от скорости его движения.

Ист.: DKI, 107-10; ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, с. 151-55.

Лит.: Fritz К. von. The Discovery of Incommensurability by Hippasos of Metapontum, -Annals of Mathematics 46,1945, p. 242-64; Waerden B. L. van der. Die Pythagoreer. Z., 1979; Zaminer F. Konsonanzordnung und Saitenteilung bei Hippasos von Metapont, Jahrbuch des Staatlichen Instituts für Musikforschung (1980/81). Mainz, S. 231-240; Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994.

л. я. жмудь

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция

П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин

2008

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  ГИППАС ГИППАС ("Ιππαοος) из Метапонта (кон. 6—нач. 5 в. до н. э.) —пифагорейский философ и ученый. Сведения о его философском учении очень скудны; если Гиппас и излагал его письменно, то книга эта была рано утрачена. Вселенную Гиппас считал конечной и вечнодвижимой (А 1). Аристотель сообщает, что Гиппас и Гераклит полагали началом огонь (А 7), Теофраст—что они считали душу огненной (А 9). Античная традиция часто объединяет учения Гиппаса и Гераклита (на самом деле они никак не связаны), так что решить, чтоименно принадлежит Гиппасу, крайне трудно. Гиппас был первым монистом среди пифагорейцев, обычно выдвигавших противоположные начала (напр., теплое— холодное). Пифагореец Гиппон, вероятно, полемизируя с Гиппасом, считал началом влагу, а душу влажной. Огонь Гиппаса отразился в учении Филолая, у которого все небесные тела вращались вокруг Центрального Огня (Гестии).Во время “Килоновой смуты” конца 6 в. Гиппас выступил против Пифагора (А 5), поэтому поздняя традиция рисует его отступником, присвоившим себе открытия учителя и разгласившим тайну иррациональности (А 4). В действительности Гиппас и был автором открытия...
Философская Энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины