Поиск в словарях
Искать во всех

Античная философия - халдейские оракулы

Халдейские оракулы

халдейские оракулы
«ХАЛДЕЙСКИЕ ОРАКУЛЫ» (7α των Χαλ8αίων λόγια), восстанавливаемое по цитатам из позднейших авторов собрание гексаметров (ок. 350 строк по современным изданиям, разделенные на 190 фрагментов), возникшее в кон. 2 в. н. э.; отражает среднеплатонические представления о божестве и структуре универсума с сильной гностической окраской, отмеченные влиянием восточной теургии и магии. Из философов того времени наиболее близок «X. О.» Нумений Апамейский.

Во главе иерархии универсума отец (или отчая монада, μονάς πατρική, отчее начало, надмирная отчая бездна, а также отчий, или первый ум и т. п.) трансцендентный миру, погруженный в безмолвие и невыразимый, иногда описываемый как невещественный тонкий огонь. Отец вместе с мощью и умом (каковой есть второй ум, а также Геката, объединяющая отца и его мощь, демиург и мировая душа) составляет триаду умопостигаемого мира: в ней засевы всех вещей, и ее отблески во всех мирах. Затем -боги, находящиеся выше небесных сфер (αζωνοι): передающие волю отцаИинги, уподобители и хранители, или стражи; и находящиеся на них (ζωναΐοι). Человеческая душа, искра небесного огня, по своеволию низвергается в здешний мир и облекается телом. Но если ей удается очиститься, она избегает неразумия рока, вновь восходит в мир горний и возвращается к Отцу.

Начиная с Ямвлиха «X. О.» становятся одним из священных текстов школьного платонизма в Сирийской, Пергамской и Афинской школах, чтение которого наряду с орфическими теогониями завершало курс платоновской философии. Совмещение содержащихся в «X. О.» среднепла-тонических элементов с платонизмом плотиновской и постплотиновской разработки составляло одну из существенных проблем в освоении этого текста; однако потребность в священном тексте, обострившаяся в платонизме, оценившем к кон. 3 в. значение христианства и роль Священного Писания, заставляла находить решения.

Авторы, наиболее отмеченные влиянием оракулов, Порфирий, Ямв-лих, Арнобий, Марий Викторин, Синесий, Прокл, Дамаский, Михаил Пселл, Георгий Гемист Плифон.

Соч. Порфирия «О философии, почерпнутой из оракулов» (большинство фрагментов в «Приготовлении к Евангелию» Евсевия), показывающее необходимость почитать разного оракулы, содержало (Леви) или должно было бы содержать (Доддс) отсылки и к «X. О.», хотя у большинства исследователей (начиная с издателя фрагментов этого соч. Порфирия Вольфа в 1856) это вызывает сомнение. Но в его же «О нисхождении души» (множество цитат и ссылок прежде всего у Августина в кн. X «О граде Божием», гл. 9, 10, 16, 21, 26-29) уже, во всяком случае, обильно цитируются «X. О.» Порфирий объясняет роль халдейской теургии для очищения неразумной части души и восхождения ее к горнему миру до уровня звезд, более высокую роль отводя философии, единственно способной полностью очистить избранные души и возвести их к более высокому началу. Помимо этого Порфирию принадлежали «Комментарий на [оракулы] Юлиана Халдея» в 4 кн. (Suda, s. ν. Πορφύριος), «Толкование [халдейских] Оракулов» (Jo. Lyd. 4, 540 и некая книга, которая толкует (etV μέσον προάγει) «Халдейские оракулы» (Aeneas. Theophr. 45, 4 Colonna), соотношение которых между собой и другими его соч. крайне проблематично. Через Порфирия «X. О.» знают латинские авторы (Арнобий, возможно, Лактанций, Марий Викторин, Августин) и Синесий.

В отличие от Порфирия Ямвлих и вслед за ним Прокл, по замечанию Михаила Пселла, признают превосходство «X. О.» перед методами традиционной греческой философии. Ямвлиху принадлежало соч. о «X. О.». Дамаский (De princ. II 1, 1, p. 1, 8 Westerink и примеч. к этому месту: р. 215— 216) ссылается на 28-ю кн. его «Халдейской теологии». Однако в дошедших до нас его соч. прежде всего в «Египетских мистериях» мы находим только аллюзии к «X. О.» (сводка в изд. Des Places, p. 24-29).

Прокл изучал тексты Порфирия и Ямвлиха, посвященные «X. О.» (Marin. V. Рг. 26), и сам написал к ним комментарий.

Характер текста и, вероятно, историю создания «X. О.» на основе свидетельств Михаила Пселла, опиравшегося на Прокла (см. Appendice в изд. Des Places), можно представить так: Юлиан Халдей мог вопрошать самого Платона и фиксировать как оракулы платоновские речения, которые сходили с уст Юлиана сына, которого он использовал как медиума (А. Д. Саффре). Само появление этого текста в конце 2 в. свидетельствует о том, что язычники оценили значение Священного Писания христиан для построения истинного учения (ср. Ἀληθῆς λόγος Целъса) и таким экстравагантным образом обеспечили последующий платонизм «священным текстом».

Фрагм.: Kroll W. De oraculis Chaldaicis. Breslau, 1894 (repr. Hldh., 1962); Oracles Chaldaïque avec un choix de commentaires anciennes. Texte et. et trad, par Ed. Des Places, rev. et corrigé par A. Segonds. P., 19963; MajercikR. The Chaldaean Oracles: Text, Translation and Commentary. Leiden, 1989.

Лит.: Eclogae e Proclo de philosophia chaldaica. Ed. A. Jahn. Halle, 1891; Bidez J. Vie de Porphyre. Gand, 1913 (Hldh., 1964); Cumont F. Lux perpétua. P., 1949; Festugiure A.-J. Hermétisme et mystique païenne. P., 1967; Idem. La Révélation d'Hermès Trismégiste. P., 1953. Vol. III; Kroll G. De oraculis chaldaicis. Breslau, 1894 (Hldh., 1962); LewyH. Chaldaen Oracles and Theurgy. Le Caire, 1956, nouv. éd. par M. Tardieu. P., 1978; в этом нов. изд. Compléments, среди которых: Dodds E. R. New Light on the «Chaldaean Oracles» и HadotP. Bilan et perspectives sur les «Oracles chaldaïques»; Theiler W. Die chaldaïschen Orakel und die Hymnen des Synesios. Halle, 1942 (= Forschungen zum Neuplatonismus. В., 1966); Woodhouse G. M. Gemistos Plethon, The Last of the Hellenes. Oxf., 1986 (особ.: р. 48-61: The Chaldaen Oracles); Saffrey H. D. Les néoplatoniciens et les oracles chaldaïques, REAug 27, 1981, p. 209-225 (= Idem. Recherches sur le néoplatonisme après Plotin. P., 1990, p. 63-79); Idem. Nouveaux oracles chaldaïques dans les scholies du Paris. Gr. 1853, RevPhil 43, 1969, p. 59-72 (= Idem. Recherches sur le néoplatonisme... p. 81-94); Hadot P. Théologie, exégèse, révélation, écritures, dans la philosophie grecque, Les règles de l'interprétation. Ed. par M. Tardieu. P., 1987; Van Liefferinge C. La Théurgie, des Oracles Chaldaïques à Proclus. Liège, 1999; MajercikR. Chaldean Triads in Neoplatonic Exegesis: Some Reconciderations, -CQ 51, 1,2001, p. 265-296.

Ю. А. ШИЧАЛИН

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция

П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин

2008

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  “ХАЛДЕЙСКИЕ ОРАКУЛЫ” “ХАЛДЕЙСКИЕ ОРАКУЛЫ” (Τα των Χαλδαίων λόγια) восстанавливаемое по цитатам из позднейших авторов собрание гексаметров, возникшее в кон. 2 в.; отражает среднеплатонические представления о божестве и структуре универсума с сильной гностической окраской, отмеченные влиянием восточной теургии и магии. Из философов того времени наиболее близок “Халдейским оракулам” Нумений. Во главе иерархии универсума — отец (или отчая монада, μονάς πατρική, отчее начало, надмирная отчая бездна, а также отчий, или первый, ум и т. п.), трансцендентный миру, погруженный в безмолвие и невыразимый, иногда описываемый как невещественный тонкий огонь. Отец вместе с мощью и умом (каковой есть второй ум, а также 1еката, объединяющая отца и его мощь, демиург и мировая душа) составляют триаду умопостигаемого мира: в ней — засевы всех вещей, ее отблески — во всех мирах. Затем — боги, находящиеся выше небесных сфер (αζωνοι): передающие волю отца Иинги, уподобители и хранители, илистражи; и боги, находящиеся на небесных сферах (ζωναίοι). Человеческая душа, искра небесного огня, по своеволию низвергается в здешний мир и облекается...
Философская Энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины