Поиск в словарях
Искать во всех

Античная философия - карнеад

Карнеад

карнеад
КАРНЕАД (Καρνεάδης) (ок. 214/213, Кирена 129/128, Афины), сын Эпикома (или Филокома), греческий философ-платоник, глава Академии после Гегесина, основатель т. н. Новой, или Третьей, Академии, руководство которой из-за болезни передал в 137/136 Карнеаду Младшему, сыну Полемарха.

Приехал в Афины в 185/180, где познакомился с сочинениями Хрисиппа, изучал диалектику у стоика Диогена Вавилонского. Затем перешел на позиции скептической Академии и оспаривал стоическую догматику (прежде всего Антипатра из Taped). Прославившись как выдающийся оратор, К. в составе афинского посольства в 155 был послан в Рим, где добился для афинян освобождения от штрафа и помимо этого ошеломил своим красноречием образованных римлян во время публичных лекций, часть которых была составлена в жанре «двойных речей». У К. было множество учеников, Академия при нем переживала пору расцвета. К. не писал философских сочинений; его учение было известно из лекций, записанных его учениками Клитомахом и Зеноном Александрийским. Представление о его взглядах можно составить благодаря Цицерону, а также Сексту Эмпирику, Плутарху и др. Главный оппонент К. Хрисипп; Диоген Лаэртий приводит изречение К.: «Не будь Хрисиппа, и меня бы не было» (D. L. IV 62).

К. развил выдвинутые Аркесилаем принципы академического скепсиса с его антидогматизмом и полемической направленностью. Отрицая существование критерия истины, он критиковал учение стоиков о «постигающем впечатлении» (φαντασία καταληπτική): поскольку любое впечатление равно может быть и истинным, и ложным, оно не может быть постигающим, а следовательно и критерием истины; вместе с тем критерием не может быть и разум: то, о чем он судит, должно прежде явиться (φανῆναι) ему, а это невозможно без ощущения. В качестве ориентира в практической деятельности К. допускал «убедительное (πιθανή) впечатление», т. е. такое, которое представляется истинным, «выразительным» (ἔμφασις); окружение К. считало, что оно может быть даже критерием истины. К. различал впечатление просто убедительное, проверенное (διεξωδευμένη) и устойчивое (ἀπερισπάστη). В области этики антистоический пафос приводил К. к положительным суждениям о «высшем благе», которое состоит в том, чтобы по возможности наслаждаться теми благами, которые дает природа. К. критиковал также другие философские школы, критически высказывался о существовании богов и их почитании, о промысле и роке, предсказании, астрологии и пр.

Фрагм.: Karneades. Fragmente. Text und Kommentar von B. Wisvniewski. Wroclaw, 1970; Mette H. J. Weitere Akademiker heute: von Lakydes bis zum Kleitomachos, Lustrum 27, 1985, p. 53-141.

Лит.: Couissin P. Les Sorites de Carnéade contre le polythéisme, REG 54, 1941, p. 43-57; Long A. A. Carneades and the Stoic Telos, Phronesis 12, 1967, p. 59-90; Nonvel Pieri St. Carnéade. Padova, 1978; Schroder Η.Ό. Marionetten. Ein Beitrag zur Polemik des Karneades, -RhM 126,1983, S. 1-24; Görler W. Karneades, GGPh, Antike 4,1994, S. 849-897; Bett R. Carneades' Distinction between Assent and Approval, Irwin T. (ed.). Classical Philosophy: Collected Papers. Vol. 8. Hellenistic Philosophy, 1995.

Ю. А. ШИЧАЛИН

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция

П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин

2008

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  КАРНЕАД КАРНЕАД (Karneades) (ок. 214/213-129/128 до н.э.) -др.-греч. философ-платоник, глава Академии (см. АКАДЕМИЯ ). К. приехал в Афины (185/180 до н.э.), где познакомился с сочинениями Хрисиппа, изучал диалектику у Диогена-стоика. Затем перешел на позиции скептической Академии и оспаривал стоическую догматику (прежде всего — Антипатра из Тарса). Прославившись как выдающийся оратор, К. в составе афинского посольства был послан в Рим, где добился для афинян освобождения от штрафа и, помимо этого, ошеломил своим красноречием образованных римлян во время публичных лекций, часть которых была составлена в жанре «двойных речей». У К. было множество учеников, Академия при нем переживала пору расцвета. К. не писал филос. сочинений; его учение было известно из лекций, записанных его учениками Клитомахом и Зеноном Александрийским. Представление о его взглядах можно составить благодаря Цицерону, а также Сексту Эмпирику, Плутарху и др. Главный оппонент К. — Хрисипп; Диоген Лаэртий приводит изречение К.: «Не будь Хрисиппа, и меня бы не было». К. развил выдвинутые Аркесилаем принципы академического скепсиса с его антидогматизмом и полемической...
Философская Энциклопедия
2.
  (род. 214, Кирена, Сев. Африка – ум. 129 до Р. X., Афины) – греч. философ, основатель новой, или третьей, Академии. Приехав в 156 до Р. X. в Рим и живя там, он занимался философией, развивал крайний скепсис и отрицал знание и возможность окончательного доказательства. Как первый теоретик понятия вероятности, он различает три ее степени: 1) представления вероятны только для того, кто их придерживается; 2) представления вероятны и не оспариваются теми, кого они касаются; 3) представления абсолютно бесспорные. ...
Философский словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины