Античная философия - метриопатия
Метриопатия
метриопатия
МЕТРИОПАТИЯ (μετριοπάθεια, от μετριοπαθής — умеряющий свои страсти: μέτριος умеренный, πάθος страсть, аффект), термин Перипатетической школы, возникший в полемике со стоицизмом', стоическому идеалу полного искоренения аффектов и абсолютного бесстрастия мудреца перипатетики противопоставили учение Аристотеля о золотой «середине» и «умеренности» как формуле счастья; стоическая апатия («бесстрастие») была при этом полемически трансформирована в метриопатию («умеренно-ст-растие»). Учение о метриопатии разделялось также представителями платоновской Академии (начиная с Крантора), среднего платонизма (Плутарх из Херонеи) и некоторыми скептиками. У Порфирия (Sent., 32) метриопа-тия и апатия выступают одновременно: первая как принцип «гражданских» («политических») добродетелей, вторая как принцип «теоретических» («созерцательных») добродетелей; цель первой — «жизнь в качестве естественного человека», второй «уподобление богу».Лит. Dillon J. M. Metriopatheia and Apatheia. Some reflections on a controversy in later Greek ethics, Essays in Ancient Greek philosophy. Ed. by J. P. Anton, A. Preus. Vol. 2. Albany. N. Y., 1983, p. 508-517.
А. В. ЛЕБЕДЕВ
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция
П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин
2008
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
МЕТРИОПАТИЯ МЕТРИОПАТИЯ (греч. , от ?? -умеряющий свои страсти: — умеренный, ?? ?? страсть, аффект), термин перипатетической школы, возникший в полемике со стоицизмом: стоич. идеалу полного искоренения аффектов и абс. бесстра-стия мудреца перипатетики противопоставили учение Аристотеля о золотой «середине» и «умеренности» как формуле счастья; стоич. апатия («бесстрастие») была при этом полемически трансформирована в метриопа-тию («умеренно-страстие»). Учение о М. разделялось также представителями платоновской Академии (начи-ная с Крантора), среднего платонизма (Плутарх) и нек-ми скептиками. У Порфирия (Sententiae, 32) М. и апатия выступают одновременно: первая — как принцип «гражд.» («политич.») добродетелей, вторая — как принцип «теоретич.» («созерцательных») добродетелей; цель первой — «жизнь в качестве естеств. человека», второй — «уподобление богу». Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ...Философская Энциклопедия
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 556 | |
2 | 518 | |
3 | 513 | |
4 | 483 | |
5 | 463 | |
6 | 457 | |
7 | 453 | |
8 | 452 | |
9 | 450 | |
10 | 447 | |
11 | 429 | |
12 | 426 | |
13 | 421 | |
14 | 419 | |
15 | 413 | |
16 | 409 | |
17 | 392 | |
18 | 391 | |
19 | 390 | |
20 | 381 |