Поиск в словарях
Искать во всех

Античная философия - метемпсихоза

Метемпсихоза

метемпсихоза
МЕТЕМПСИХОЗА (греч. μετεμψύχωσις, от μετα-, переи ἐμψύχωσις, одушевление, оживление, собств. переодушевление), один из поздних греческих терминов для обозначения переселения душ. Впервые встречается у Диодора Сицилийского (1 в. до н. э.; 10, 6); затем у Галена (t. 4, 763 Kühn), у Александра Афродисийского (De an. 27, 18); особенно характерен для неоплатонической традиции: Порфирий (De abst. 4, 16), Гермий у Стобея (I 49, 69) и др.; конкурировал с терминами «метенсоматоза» (лат. калька reincarnatio — «реинкарнация», «перевоплощение» начиная с Ипполита Римского (Ref. I, 3, 2) и Плотина (II 9, 6; IV 3, 9)), у неоплатоников также палингенесия. В ранних греческих свидетельствах о метемпсихозе обычно говорится об «облачении» (одевании) души в тело (Аристотель. «О душе», 407Ь20; Геродот II 123).

Религиозно-мифологическое учение о переселении душ умерших в тела других людей (новорожденного ребенка), животных, растений и минералов или в порядке повышения демонов, божеств засвидетельствовано для многих независимых фольклорных традиций Старого и Нового Света (см. богатый этнографический материал у Э. Тэйлора в кн.: «Первобытная культура». М., 1939, с. 301 сл., Дж. Дж. Фрейзер «Золотая ветвь», т. 8, гл. 16; т. 13, гл. 59). При этом следует различать учения, согласно которым метемпсихоза происходит в «первое попавшееся» тело, и этизированные религиозно-философские варианты, в которых восхождение и нисхождение души по иерархической лестнице живых существ определено нравственными достоинствами личности умершего, т. е. осмысляется как посмертное воздаяние. Классическая страна разработанной религиозно-философской метемпсихозы Индия.

В Древней Греции учения о метемпсихозе получили определенное распространение с 6 в. до н. э. благодаря орфизму и пифагореизму (см. Пиндар, 2-я Олимпийская ода, ст. 56 сл.; Эмпедокл. «Очищения»; Геродот II 123). Своеобразную форму (с элиминацией зооморфизма) метемпсихоза принимает в учении Гераклита о роковом восхождении и нисхождении душ, вовлеченных в круговорот космических элементов. Платон воспринял учение о М. (скорее, как философский миф) из пифагорейской традиции, сохранив идею нравственного воздаяния (см. «видение Эра» в 10-й кн. «Государства» 614b-621d), но особенно подчеркивая эпистемологический момент пре-натальное знание идей (см. Анамнесис). Практическим следствием учения о метемпсихозе было вегетарианство и воздержание от кровопролития, в культовой сфере отказ от кровавых жертвоприношений.

Лит.: Hopf С. Antike Seelenwanderungvorstellungen. Lpz., 1934 (Diss.); Stettner W. Die Seelenwanderung bei Griechen und Römern. Stuttg., 1934; Long H. S. Study of the doctrine of Metempsychosis in Greece from Pythagoras to Plato. Princ, 1948; Burkert W. Lore and science in ancient Pythagoreanism. Camb. (Mass.), 1972, p. 120 sq.; CulianuJ. P. Psychanodia 1. Leiden, 1983.

А. В. ЛЕБЕДЕВ

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция

П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин

2008

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  МЕТЕМПСИХОЗА (греч. metempsihosia переодушевление) понятие позднегреческой традиции для обозначения реинкарнации (Диодор Сицилийский, 1 век до н.э.; неоплатоники и др.). Классическая традиция античной философии использовала термин "одевания", "облачения" души в тело (Аристотель). Первые спорадические описания воображаемого процесса М. можно обнаружить у представителей орфизма и пифагореизма, в учении Гераклита о роковом нисхождении и восхождении душ как не зооморфных элементов участников круговорота космоса. В облике философско-ми-фологического допущения, сопряженного с постулатами о нравственном воздаянии и пренатальном знании идей ("анам-несис"), учение о М. присутствовало в творчестве Платона. ...
Новейший философский словарь
2.
  МЕТЕМПСИХОЗА МЕТЕМПСИХОЗА (от греч. metempsychosis — переселение душ) — учение о переселении души умершего во вновь родившийся организм. Первый фундаментальный принцип доктрины касается эсхатологического контекста: вера в переселение душ влечет за собой космологию бесконечных актов разрушения и периодических созидательных актов. Впервые идея М. появляется у Диодора Сицилийского (1 в. до н.э.), затем у Галена, у Александра Афродисийского. В древних учениях существует еще один термин — «реинкарнация» (повторное рождение). Реинкарнация и М. — не синонимы. Реинкарнация указывает на переход души из одного тела в другое, предполагая тем самым, что душа воплощена (инкарнирована) и что она находится в отведенном ей месте. М. указывает скорее на само движение души от одного тела к другому. Тем самым оба понятия неразделимы и дополняют друг друга, последовательно указывая на поиск телесного воплощения и на его завершение, на взаимодополняемость покоя и динамики. Статическое описание характеризуется этически (речь идет об описании последствий инкарнации души, предназначенной повторять операцию воплощения бесконечно)....
Философская Энциклопедия
3.
  (от греч. metempsychosis переселение душ) учение о переселении души умершего во вновь родившийся организм. Первый фундаментальный принцип доктрины касается эсхатологического контекста: вера в переселение душ влечет за собой космологию бесконечных актов разрушения и периодических созидательных актов. Впервые идея М. появляется у Диодора Сицилийского (1 в. до н.э.), затем у Галена, у Александра Афродисийского. В древних учениях существует еще один термин "реинкарнация" (повторное рождение). Реинкарнация и М. не синонимы. Реинкарнация указывает на переход души из одного тела в другое, предполагая тем самым, что душа воплощена (инкарнирована) и что она находится в отведенном ей месте. М. указывает скорее на само движение души от одного тела к другому. Тем самым оба понятия неразделимы и дополняют друг друга, последовательно указывая на поиск телесного воплощения и на его завершение, на взаимодополняемость покоя и динамики. Статическое описание характеризуется этически (речь идет об описании последствий инкарнации души, предназначенной повторять операцию воплощения бесконечно). Динамическое описание носит скорее...
Философский словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины